Опубликовано в журнале Нева, номер 2, 2006
Все воинские уставы настоятельно требуют, чтобы каждый воин как в боевой обстановке, так в мирное время проявлял инициативу, стремясь наилучшим образом исполнить полученный приказ. Таково кредо воинской службы.
Первый урок в необходимости проявлять инициативу преподнес мне сержант, дежурный по роте.
Военное училище, в котором в начале войны я оказался, было эвакуировано в Уральск, город на берегу Урала, известного из истории как Яик. Был жаркий июльский день, учеба шла напряженнейшая. Одолевала жажда. В перерыве между занятиями я заскочил в казарму, увидел на полке большой металлический чайник, заглянул в него — вода — и стал жадно пить. Наглотавшись, почувствовал на зубах хруст. Посмотрел еще раз в чайник, вода какая-то мутная.
— Что это за вода? — обратился я к сержанту.
— Так це пол мыли, — расхохотался он.
“Что за дурак догадался слить в чайник воду, которой мыли пол, вероятно, чтобы освободить ведро”, — подумал я.
Что делать? К вечеру в животе моем что-то происходило; правда, особых неприятностей не было, но все же живот побаливал. Пойти в санчасть постеснялся. Ведь спросят, что ел. Если признаться, что напился воды, которой мыли пол, — засмеют. Решил ждать и поступил, как выяснилось, правильно: желудок мой оказался молодцом. Утром я проснулся как ни в чем не бывало.
Прошло, наверно, недели две-три. Меня назначили уборщиком. Общеизвестно: в армии уборщиц нет. Казарму моют, драят сами солдаты поочередно под строгим надзором дежурных и оценивающими взглядами старшин.
Иду к дежурному по роте, докладываю, что назначен уборщиком, и спрашиваю, где взять ведро и тряпку.
— А… — многозначительно произнес он, — новичок, — и продолжил: — Запомните, товарищ курсант, навсегда: если вы получили приказ что-либо исполнить и вам не указали, что и где взять, чтобы этот приказ исполнить, вы должны проявить инициативу, или, иначе говоря, солдатскую находчивость, для этого у вас есть котелок, — и он постучал указательным пальцем по своей голове.
— Товарищ сержант, я ведь из этого котелка, — я тоже стукнул пальцем по своей голове, — ведра и тряпки не сделаю.
— Верно, не сделаешь, но ты подумай…
Я подумал, но ничего не придумал. Видя, что инициатива во мне не родилась, сержант спросил:
— А ты сегодня утром чай пил?
И тут меня озарило.
— Чайник! — воскликнул я.
— Ого… — обрадованно произнес сержант, — это уже инициатива, котелок твой сработал, теперь ты знаешь, где и что взять. Действуй.
Пришлось утащить из столовой чайник, там же прихватить тряпку. Одним словом, пол я вымыл, приказ выполнил.
Вот что значит солдатская находчивость!
А вскоре в казарме появились в достаточном количестве ведра, и необходимость в чайниках отпала.