Опубликовано в журнале Нева, номер 7, 2005
В 1817 году указом императора Александра I был создан Благородный пансион при Главном педагогическом институте. Располагался он вначале в сохранившихся корпусах комплекса зданий под номером 164 на набережной Фонтанки за Старо-Калинкиным мостом и предназначался для дворянских детей. 11 января 1819 года император подписал указ о предварительном преобразовании института в Санкт-Петербургский университет, первым ректором которого в августе 1819 года был избран экономист и юрист М. А. Балугьянский. Портрет его открывает ныне галерею изображений в коридоре главного университетского здания. При университете сохранился Благородный пансион, а бывший “второй разряд” Главного педагогического института получил наименование “Учительского института, в ведомстве Санкт-Петербургского университета состоящего”. Это отражено ныне в схеме структуры учебного заведения того времени в экспозиции Музея истории университета.
После окончания Царскосельского лицея здесь преподавал российскую словесность и жил на казенной квартире В. К. Кюхельбекер. В эти же годы здесь учились младший брат А. С. Пушкина Лев и будущий композитор М. И. Глинка, будущие декабристы М. Н. Глебов и С. М. Палицын, хотя заканчивали обучение они в 1821–1822 годах уже в другом здании. Служил в пансионе и А. П. Куницын, уволенный впоследствии за пропаганду идей А. Н. Радищева. Бывал здесь и А. С. Пушкин, навещая лицейского однокашника и младшего брата.
Район города между Крюковым каналом, Мойкой, Финским заливом и Фонтанкой издавна назывался Коломной. Есть несколько версий, объясняющих это название. За последние годы вышло несколько книг, посвященных этому району. Назовем наиболее крупные издания из них. Это, во-первых, книга А. Иванова “У старого верстового столба. Заметки современного петербуржца” (СПб., 1992). Затем вышла книга Г. И. Зуева “Дома и люди Офицерской улицы” (СПб., 2003). И, наконец, совсем недавно вышло издание, осуществленное при поддержке главы Адмиралтейского района Ю. Х. Лукманова, автором-составителем которого является директор библиотеки “Старая Коломна” Г. И. Беляева. Оно и носит данное название и содержит справочные материалы весьма широкого диапазона (СПб., 2004). Но во всех перечисленных изданиях нет ни слова о Благородном пансионе. А ведь этот факт весьма значителен для истории нашего города. И вообще в Коломне, без преувеличения, можно вешать мемориальные доски на каждом здании. Мы согласны с мнением, высказанным в первых двух книгах. Здания постепенно разрушаются. Трудно, например, поверить, поднимаясь по лестнице дома 27 по Английскому проспекту, содержанию текста на мемориальной доске, установленной на фасаде здания, что здесь с 1908-го по 1940 год жил академик Ю. М. Шокальский (внук А. П. Керн): настолько убогое впечатление производит подъезд. Кое-где вход в здания затрудняют тяжелые металлические двери с кодовыми замками. И опять-таки нельзя не согласиться с автором одной из вышеназванных книг Г. И. Зуевым: ведь раньше входные двери в коломенские особняки являлись украшением и неотъемлемой частью экстерьера зданий.
Но вернемся на Фонтанку. В конце 1820 года Благородный пансион переезжает отсюда на линию за Семеновские казармы — улицу, которая с 1822 года стала называться Кабинетской, так как тут проживали служащие “Кабинета Его Императорского Величества” — учреждения, ведавшего имуществом царского двора. Здесь был приобретен в 1821 году участок земли у купца Сыренкова, предполагалось строительство зданий для всего университета. Ныне это улица Правды, которая получила свое название в 1924 году: поблизости в типографии 5 мая 1912 года был отпечатан первый номер ежедневной легальной большевистской газеты.
В 1823 году сюда же были переведены на время реконструкции здания Двенадцати коллегий (до 1837 года) и учебные факультеты Петербургского университета. Управление, канцелярия и следующий ректор А. С. Дегуров тогда временно размещались на Фонтанке, в доме 101. Благородный пансион занял в 1827 году дом № 11/7. В комплекс вошли учебный корпус, церковь во имя Преображения Господня и жилые флигели для педагогов и учащихся. В домах 15–17 по этой же стороне улицы разместились тогда университетские факультеты. Частичную перестройку этих домов проводил архитектор А. Ф. Щедрин, работавший и по приспособлению для учебных нужд бывшего главного административного здания России — здания Двенадцати коллегий.
Преподавали в университете и пансионе в то время композитор К. А. Кавос, профессора П. А. Плетнев и А. В. Никитенко. А среди учащихся были Иван Панаев и Александр Серов. Что касается И. И. Панаева (1812–1862), то по отцу он приходился внучатым племянником Г. Р. Державину. Родился он в богатой и культурной семье. В 1824 году он переводится из Петербургского высшего училища, где проучился недолго, в Благородный пансион при Петербургском университете. Здесь Панаев впервые обращается к литературному творчеству — пишет стихи, редактирует рукописный журнал, что определило во многом и его будущую деятельность. В 1830 году он заканчивает пансион, служит затем в Департаменте государственного казначейства и Департаменте народного просвещения. Однако в 1844 году выходит в отставку и целиком посвящает себя литературному творчеству.
С 24 июля 1834 года по рекомендации П. А. Плетнева на историко-филологический факультет адъюнкт-профессором был зачислен Н. В. Гоголь (1809–1852), который служил на Кабинетской улице по 31 декабря 1835 года, читая здесь курс всеобщей истории. Об этом напоминает мемориальная доска в одном из читальных залов Научной библиотеки в главном университетском здании, установленная по решению совета университета в 1909 году, хотя с этим зданием Гоголь связан не был. Для Гоголя, как и для Пушкина, середина 1830-х годов была временем страстного увлечения историей. Оба они были убеждены, что только на историческом материале прошлого можно угадать пути будущего развития России. Среди слушателей лекций Гоголя был и И. С. Тургенев (1818–1883), бывший студентом историко-филологического факультета университета в 1834–1837 годах. Он оставил об этом воспоминания. Припоминает он и о том, что лекции эти, читаемые в университетских зданиях на Кабинетской улице, изредка посещали Пушкин и Плетнев. Правда, был он об этих лекциях невысокого мнения. Но это становится понятным, если учесть, что вместе с подготовкой к лекциям Гоголь много внимания уделял и литературной работе. Именно тогда он подготавливает к изданию новые повести, которые впоследствии составили сборники “Миргород” и “Арабески”.
В 1830 году пансион преобразовали в 1-ю гимназию для детей всех сословий, откуда после восьми лет учения можно было без экзаменов поступить в университет. Особенно много разночинцев появилось в гимназии в 1860-е годы. Здесь тогда преподавал литературу прогрессивный педагог В. В. Водовозов, а учились будущие писатель В. В. Крестовский (автор “Петербургских трущоб”), академик В. И. Вернадский, профессор М. Д. Тушинский, прославленный хирург Н. Н. Петров и другие. Всего же в городе на рубеже XIX–XX веков имелось пять гимназий. Напомним, что 5-ю (Аларчинскую) гимназию закончил в 1901 году будущий универсант, историк, философ и богослов Л. П. Карсавин (1882–1952).
Впоследствии дом № 11/7 еще перестраивался. В 1836–1840 годах, уже после возвращения университетских факультетов на Васильевский остров, по рекомендации А. Ф. Щедрина здание это усовершенствует начинающий архитектор Н. Л. Бенуа, основатель славной династии художников и зодчих.
Сейчас эти корпуса частично занимает Госуниверситет кино и телевидения, а в бывшем пансионе располагается средняя школа № 321.