Опубликовано в журнале Нева, номер 4, 2004
В основу очередного, пятого номера “Невы”, который читатели получат в мае, положен оригинальный замысел. Во вступительном очерке “Тверской бульвар, 25” главный редактор журнала так объясняет его: “Пожалуй, впервые за многие годы работы в журнале, я решил воспользоваться своим правом главного редактора в личных целях. И поводом для того послужила круглая дата: ровно пятьдесят лет назад мы — я и мои однокурсники — окончили Литературный институт. Как известно, обычно по такому поводу устраивается └традиционный сбор” выпускников. Но сегодня съехаться, собраться вместе нам оказалось не так-то просто. И вот тогда-то я и подумал: а что если моих однокурсников пригласить на страницы └Невы”? И пусть каждый принесет с собой то, что сочтет нужным: рассказ, повесть, стихи, воспоминания. Я разослал письма тем, чьи адреса мне удалось найти. Конечно, за прошедшие полвека, к великому сожалению, кто-то уже ушел из жизни (поэты-фронтовики Сергей Орлов, Федор Сухов, Алексей Смольников), кто-то затерялся в разных городах и весях. Да и было, надо сказать, на нашем курсе народу совсем немного — чуть больше тридцати человек. Те же, кого я сумел разыскать, откликнулись на мое приглашение с искренней радостью. И пришли, как я и надеялся, на страницы журнала не с пустыми руками: Леонид Жуховицкий прислал повесть, Фазиль Искандер — эссе о писательском труде, Зоя Крахмальникова — “Письма из ссылки”, Кирилл Ковальджи — мемуары и свои переводы наших однокурсников, живущих ныне за рубежом: Георгия Майореску и Абрама Аликяна, Михаил Шевченко и Евгений Карпов — яркие воспоминания о своих товарищах по Литинституту”. И чуть далее:
“…По-разному сложились судьбы моих однокурсников. Но так или иначе в наших судьбах — будь то судьба Фазиля Искандера, узнавшего и цензурные гонения, и подлинно народное признание, или судьба Зои Крахмальниковой, пошедшей за свои убеждения в тюрьму и ссылку, или судьба Евгения Карпова, вобравшая и лагерь, и фронт, и плен, и работу на одной из крупнейших ГЭС, и постоянный, напряженный поиск смысла жизни, — как в капле воды, отразилась судьба нашего поколения, драматическая судьба нашей страны, нашего народа. И в этом я вижу особый смысл нашего нынешнего └традиционного сбора””.
Впрочем, о том, как осуществился этот необычный замысел, каким получился весь номер, судить уже читателю.
В Центре современной литературы состоялась презентация книги Александра Шарымова, состоящей из двух частей: “Предыстория Петербурга” и “1703 год”.
Книга эта, как отмечали все выступавшие, совершенно уникальна и по объему представленного в ней материала, и по глубине исследования. Автор вводит в оборот немало ранее неизвестных или малоизвестных архивных документов. Книга во многом полемична. Не случайно, скажем, один из ее разделов называется “Был ли Петр основателем Петербурга?” Автор, как говорили на презентации, обладает особым искусством — искусством задавать вопросы, порой он подвергает сомнению истины, казалось бы, устоявшиеся, убедительно отстаивает свою точку зрения.
Книга написана человеком, обладавшим несомненным литературным даром.
Наконец, она написана человеком мужественным: ведь начиная этот труд, Александр Шарымов не мог не понимать, какого масштаба задачу он перед собой ставит, сколько времени и усилий потребует от него эта работа. И верно — над своей книгой он работал больше четверти века, работал, даже уже будучи тяжело больным. К сожалению, ему не удалось увидеть ее изданной: Александр Шарымов ушел из жизни в начале 2003 года. Вышла же книга в издательстве журнала “Нева” во многом благодаря усилиям его вдовы Ирэны Каспари и его друзей.
Книга эта наверняка найдет своих благодарных читателей — среди тех, кому дорог наш город, кто близко к сердцу принимает его историю, его судьбу.