Опубликовано в журнале Нева, номер 9, 2003
Все маленькие портреты маслом работы П. А. Федотова (1815–1852) — портреты его друзей и знакомых. В Русский музей они попали в 1910-х годах непосредственно от них самих или их близких. Поэтому доподлинно известно, кто изображен. Лишь один портрет попал другим путем — из бывшего музея лейб-гвардии Финляндского полка (там служил до выхода в отставку капитан П. А. Федотов), куда некогда был подарен одним из офицеров. Имя изображенного, как видно, к тому времени уже забылось. В экспозиции Русского музея он значится портретом неизвестного архитектора (свидетельства его профессии — предметы на столе)1.
Атрибуция двух портретов, сделанная в недавнее время, позволяет теперь назвать его имя. Неизвестный архитектор — Карл-Август Андреевич Бейне(1816–1858). Сейчас известны два его портрета: на дагеротипе “Гоголь среди русских художников в Риме в 1845 году”2 и акварельный работы Александра Иванова тоже середины 1840-х годов3.
Сходство бесспорно: та же форма носа и подбородка, надбровных дуг и глаз, такой же овал лица, та же манера стричь волосы, бороду и усы. Даже одет он везде одинаково — характерно по-итальянски. Неслучайны и все детали портрета. На столе, рядом с работой, над которой трудится мастер, раскрытый альбом с архитектурным чертежом — две канелированные колонны с проекцией оснований и антаблементом. Фон портрета — гладкая стена, на ней две неоготические консоли с фигурами того же стиля…
В 1829 году Карл Бейне, “сын мастера иностранного замочного дела”, приглашенного в Россию и служившего на Ижевском оружейном заводе, пытался поступить в Академию художеств. Не был принят по молодости и стал посещать классы Академии в качестве постороннего ученика. Тогда же он стал помощником Александра Брюллова в работе над чертежами и в строительстве церкви в Парголове4.
Интерес к готике после перерыва в несколько десятилетий возник в русской архитектуре во второй половине 1820-х годов. Одним из первых мастеров нового стиля стал молодой А. Брюллов. Построенная им в 1831 году церковь в Парголове явилась вехой в развитии возрожденного художественного направления. Готика стала стилем и самого К. Бейне. Впоследствии, в 1854–1858 годах, он будет реставрировать и перестраивать средневековую ратушу в Риге, одно из самых значительных зданий города, в “английском готиче-ском стиле”, как тогда это называлось5. Готические консоли на стене — явный намек на художественную манеру работающего за столом архитектора. Осенью 1836 года К. Бейне получил звание художника. В сентябре 1839 года “свободный художник Карл Бейне за программу казарм гвардейского полка” награжден Золотой медалью первого достоинства6.
После пожара в Зимнем дворце в 1837 году по проектам Александра Брюллова отделывались Большая и Помпейская столовые. Карл Бейне — его помощник во всех работах. Чертеж на столе архитектора на федотовском портрете — фрагмент стены Большой столовой, по сей день существующей в прежнем виде.
В 1841 году Академия отправила Карла Бейне пенсионером “в чужие краи… для усовершенствования”. В годы пенсионерства в Италии много путешествовал по стране, изучал Рим и Помпею. Побывал в Испании, Сирии, Египте, Греции. Вымерил строения Акрополя. На Сицилии и в Стамбуле сделал зарисовки и обмеры византийских церквей. Акварели, которые он отправлял в Россию на выставки, Совет Академии неизменно находил “превосходными” и приобретал для кабинета эстампов. Путешествуя, К. Бейне собирал произведения ранней итальянской живописи. Большая часть нынешней эрмитажной коллекции итальянских примитивов — его собрание7. Несколько записочек, которыми обменялись Н. В. Гоголь, Александр Иванов и К. Бейне, свидетельствуют, что их связывали дружеские отношения и молодой архитектор, как и А. Иванов, понимал значение “важнейшего из наших литераторов” (слова А. Иванова). В заграничных акварелях К. Бейне видно, насколько художественно он стал близок А. Иванову — и в своих впечатлениях, и в живописной манере, и в технике.
К началу лета 1849 года К. Бейне возвратился в Петербург. Около 1850 года его снова отправляют за границу, в Лондон оформлять русский отдел Всемирной выставки. В Россию он возвратился в апреле 1852 года и был “причислен к Кабинету Его Величества архитектором”8. В Журнале Совета Академии художеств 10 мая 1852 года записано: “Определить: по известным дарованиям возвратившегося из заграницы художника Карла Бейне, трудам его в архитектуре и превосходным успехам в искусстве признать его, Бейне, единогласно академиком”.
Таким образом, портрет К. Бейне мог быть написан или летом-осенью 1849 года, когда он был в Петербурге, или в апреле-мае 1852 года (уже в начале июня П. А. Федотов заболел и 14 ноября скончался9).
К. А. Бейне умер 5 ноября 1858 года. “Ранняя смерть его лишила отечество и искусство даровитого художника, который мог бы служить им с величайшей пользой”, — записано в годовом отчете Академии художеств.
1 Павел Федотов. К 175-летию со дня рождения. Каталог (1993), № 19. Здесь превосходное воспроизведение в цвете, так что видны все детали.
2 Дагерротип впервые опубликован В. В. Стасовым в журнале “Древняя и новая Россия” за 1879 год. Из этой статьи известны имена сфотографированных и кто где находится. В указании ошибка: говорится, что интересующий нас — скульптор Н. А. Рамазанов. Фотографически точный портрет Н. А. Рамазанова (литография в “Русском художественном листке”, 1859, № 19) и профильная зарисовка в альбоме Н. А. Степанова начала 1840-х годов (Пушкинский дом) убеждают, что он перепутан местами с К. Бейне.
3 Хранится в частном собрании. Впервые опубликован: Ромм М. “Неизвестная акварель Александра Иванова” (журнал “Мир музея”, 1994, 5, с. 50–51. В Российской национальной библиотеке в Петербурге есть фотография К. А. Бей-не на смертном одре.
4 Оль Г. А. Александр Брюллов, 1983, с. 46–47.
5 Thieme-Becker. Allgemeines Lexicon der Bilden-den Kьnstler. v. Bassano-Bicknam, s. 210–211.
6 Петров П. Н. Сборник материалов для истории Императорской С.-Петербургской Академии художеств за сто лет ее существования, 1866, ч. II, с. 389, ч. III, с. 102, 175.
7 Пятницкий Ю. А. Коллекция К. А. Бейне в собрании Эрмитажа. Памятники культуры. Новые открытия. 1994, с. 311—323.
8 Русский биографический словарь, т. Алексиевский—Бестужев-Рюмин, с. 660.
9 Дружинин А. В. Воспоминание о русском художнике Павле Андреиче Федотове. Москва, 1918, с. 58. Булгаков Ф. И. Федотов П. А. и его произведения, с. 27 (из воспоминаний Л. М. Жемчужникова о П. А. Федотове).