Опубликовано в журнале Нева, номер 7, 2003
Имена первых историков летного дела, к сожалению, почти не известны сегодня. Об одном из них — Александре Александровиче Родных — и будет этот рассказ.
В 1894 году в Санкт-Петербурге вышла первая книга выпускника математического факультета столичного университета Александра Родных с интригующим названием “Признаки делимости на первые сто чисел”. Автору было 23 года. В следующие два года свет увидели три новые его работы по математике. Способного и эрудированного юношу высоко ценили в страховых компаниях “Россия” и “Саламандра”, где он трудился после окончания университета. Друзья и знакомые восторгались творческой деятельностью Родных — они были убеждены, что один из лучших выпускников математического факультета твердо выбрал научную стезю. Поэтому и явилось для них неожиданностью то, что Александр, оставив точную и строгую науку, окунулся в море редких и любопытнейших книг, которые долгие годы собирал известный в прошлом библиофил и библиограф Я. Ф. Берзин-Ширяев. Молодой исследователь сводит россыпь в два систематических и хронологических тома.
В перерывах между этими кропотливыми и долголетними занятиями появляется фантастический роман А. Родных “Самокатная подземная железная дорога между Санкт-Петербургом и Москвой”.
Тем временем его все более и более увлекают древние рукописи, сведения историков, о попытках летания на Руси. Подобные находки, сделанные им в библиотеке Берзина-Ширяева, совпали с началом авиации.
В это время Родных сближается с “людьми воздуха” — первыми авиаторами России. Его часто могли видеть на аэродроме во время полетов, на дружеских аэроклубовских вечеринках. Все это приводит исследователя к мысли написать историю летного дела в России. Он много работает с книгами, собранными пионером русского военного воздухоплавания, начальником Учебного воздухоплавательного парка генералом А. М. Кованько.
Дочь Кованько — Варвара Александровна — рассказывала мне, что Александр Алексеевич бывал в их доме. Она часто присутствовала при беседах отца и Родных. А генералу было о чем рассказать интересующемуся отечественным летным делом. Еще бы! Огромный вклад, внесенный зачинателем военного воздухоплавания в России, а затем и зарождения авиации, пока и сегодня полностью не изучен. Можно только позавидовать начинающему историку, какое ему выпало счастье — из первых уст слышать о покорении третьего измерения.
Немало любопытных сведений поведали мне о Родных и коренные петербуржцы Я. Л. Зархи и Г. И. Мишкевич, долгие годы близко знавшие его. Первый вместе с ним работал в Ленинградском аэроклубе-музее — Александр Алексеевич заведовал там библиотекой. Второй сотрудничал с Родных в издательском отделе. Оба вспоминали о рабочем кабинете ученого, где всюду лежали книги — на полках, подоконниках, стульях и на огромном столе. Кстати, ученый-историк жил на Каменноостровском проспекте в доме 33, недалеко от которого свили свои “гнезда” пионеры авиации Владимир Лебедев, Игорь Сикорский, чета Слюсаренко — Владимир и Лидия, Федор Колчин и др. Ведь от этих мест до Комендантского аэродрома, как говорят, рукой подать.
О судьбе библиотеки Родных известно, что часть книг (около 800) после войны оказалась в научном отделе Центрального дома авиации имени Фрунзе в Москве. Остальная часть богатейшего собрания безвозвратно утеряна. В моей библиотеке находится одна книга с автографом Родных, но об этом ниже.
Первые публикации Александра Алексеевича появились в дни, когда петербуржцы воочию убедились, что люди поднялись в небо на аппаратах тяжелее воздуха — аэропланах. Так, журнал “Библиотека воздухоплавания” опубликовал его работу “Старинные опыты воздухоплавания в России”. Первые полеты русских авиаторов на аэропланах французского производства поселили в душе Родных горечь разочарования, которую он выплеснул в своей публикации: “В воздухоплавании мы и сейчас запаздываем и идем по пути, уготовленному иностранцами. Между тем мы могли бы давно уже значительно уйти вперед в этом деле, так как известия о работе русского ума в этом направлении почти так же стары, как само государство”. Но вскоре настроние его круто изменилось, русские авиаторы и авиаконструкторы смело заявили о себе, заставили иностранцев с удивлением отметить быстрый темп развития авиации в России.
Последующие публикации Родных в популярных журналах “Нива”, “Природа и люди” отмечают приоритет отечественных деятелей, покоряющих воздух, во многих областях. В это время Родных задумал и начал грандиозную работу: восьмитомную историю отечественного воздухоплавания и авиации. Широкую известность получил его труд “Иллюстрированная история возвухоплавания и летания в России”, состоящий из двух книг. Это историческое исследование охватывало период от киевского князя Олега до Отечественной войны 1812 года.
Известный воздухоплаватель и издатель журнала “Воздухоплаватель” Ю. Н. Герман так отозвался о первой книге Родных: “Настоящий труд представляет серьезную попытку изложить систематически историю отечественного воздухоплавания. Надо признать, что автор настоящего труда прекрасно справился со своею сложною задачей. Он ознакомил русскую публику с такими сведениями из истории русского воздухоплавания, о которых многие не имеют до сих пор никакого представления”.
Высоко оценили книгу газеты “Кронштадтский вестник”, “Новое время”, журналы “Современник”, “Исторический вестник”. Все они в один голос заявили, что “труд Родных принесет большую пользу каждому интеллигентному человеку и нашей учащейся молодежи, которые интересуются не только воздухоплаванием, но и историей русского государства”.
А теперь несколько слов о второй книге с длинным названием “Тайная подготовка к уничтожению армии Наполеона в двенадцатом году при помощи воздухоплавания”. Этот уникальный труд был выпущен в 1912 году в Петербурге издательством т-ва “Грамотность”. Мне его посчастливилось приобрести в букинистическом магазине. Книга богато иллюстрирована, почти все снимки со старинных рисунков (а их 19) заимствованы из коллекции генерала Кованько. К чести генерала, они лежали у него за семью замками, а экспонировались в музее Офицерской воздухоплавательной школы. В работе над книгой Родных использовал ряд материалов по истории летного дела, которые ему любезно предоставил врач Николай Николаевич Вакуловский, известный литератор и историк.
В 1913 году в Петербурге вышел первый и единственный номер журнала “Летун” под редакцией А. А. Родных.
Первая мировая война, а затем революция и гражданская война прервали научную работу Александра Алексеевича. Правда, в 1915 году выходит его книга “Война в воздухе в былое и теперь”. И только в конце 20-х годов вновь появляется его имя: вышла книга, посвященная малоизвестной теме — “птицекрылым машинам”. А в середине 30-х годов Родных пишет и издает новую книгу “Ракеты и ракетные корабли”.
В августе 1940 года ленинградская газета “Смена” опубликовала небольшую заметку о Родных и о собранной им библиотеке. Газета известила читателей, что Родных вместе с изобретателем парашюта Г. Е. Котельниковым закончил большое исследование “История парашюта и развитие парашютизма”. Но, к сожалению, война унесла не только этот труд и многие задумки Родных, но и его самого в блокадном Ленинграде в декабре сорок первого.
Сокровенной мечтой А. Родных было создание “Иллюстрированной энциклопедии воздухоплавания и летания”. С того времени минуло много лет, и в 1994 году “энциклопедия авиации” увидела свет. К сожалению, почитатели не увидели на ее страницах имя Александра Алексеевича Родных, впрочем, как и многих других выдающихся имен отечественных деятелей летного дела — первопроходцев и строителей крыльев России. Хочется верить, что в будущем это досадное упущение будет исправлено. Имена летописцев впишут в анналы истории летного дела России.