Опубликовано в журнале Нева, номер 12, 2002
Этот портрет А. В. Кольцова — очень редкая литография! — впервые опубликован в каталоге “Коллекция портретов собрания Ф. Ф. Вигеля” в 1980 году (хранится в Научной библиотеке Московского университета). Автором портрета, как ни странно, назван К. А. Горбунов. Но около левой руки изображенного четко видна монограмма — сочленение латинских A.V. T. Так подписывал свои произведения другой художник — А. В. Тыранов. На портрете знаменитого художника-мариниста И. К. Айвазовского его работы (Третьяковская галерея) рядом с полной подписью мастера стоит и эта монограмма.
Алексей Васильевич Тыранов (1808—1859), один из первых и наиболее любимых учеников А. Г. Венецианова, принадлежал к числу тех молодых художников, которые, как и их учитель, видели задачу искусства в изображении “жизни действительной”. В 1824 году он поступил в Академию художеств вольноприходящим учеником. В выполненных в 1827—1828 годах работах (“Вид на реке Тосне”, “Мастерская братьев Чернецовых”) уже виден превосходный мастер — особенный взгляд на мир, своеобразная живописная манера и тональность. Удивительна широта диапазона молодого художника — пейзаж, портрет, интерьер. В 1830 году он получил золотую медаль 1-го достоинства, высшую академическую награду, что давало право на трехлетнюю заграничную поездку. По каким-то причинам путешествие откладывалось, и в Рим А. В. Тыранов попал лишь в сентябре 1839 года. В Россию он вернулся в самом конце 1842 года. В журнале совета Академии художеств 27 октября того года отмечено, что художнику отказано в продлении срока пенсионерства и велено немедленно возвратиться.
Алексей Васильевич Кольцов умер 29 октября 1842 года в возрасте сорока двух лет. Он приехал в Петербург в начале 1836 года и сразу вошел в круг литераторов и художников. “Новый поэт, подающий большие надежды”, — записал в дневнике художник А. Н. Мокрицкий. Из писем поэта известно, что тогда он познакомился и с А. В. Тырановым. Эти данные позволяют датировать портрет между началом 1836-го и концом лета 1839 года.
До сих пор известно было пять литографий работы А. В. Тыранова — все с картин А. Г. Венецианова. Поэтому литография оригинальная, выполненная по собственному рисунку, — существенное пополнение его художественного наследия.