Опубликовано в журнале Нева, номер 12, 2002
140 лет назад открылся для широкой публики этот уникальный музей, а ровно 100 лет назад для него было построено специальное здание в центре Петербурга.
Садовая, 50 — этот адрес в Петербурге знаком многим. Здесь размещены коллекции и экспозиция Центрального музея железнодорожного транспорта. В будущем году музей отпразднует свое 190-летие. Он зародился еще до возникновения первой русской железной дороги — в составе Ведомства путей сообщения. Но и в этом году имеется повод для торжества: исполняется век прекрасному зданию музея, возведенному аккурат в 1902 году по проекту архитектора домов Министерства путей сообщения, гражданского инженера Петра Купинского.
…Вначале зародилась учебная лаборатория при Институте корпуса инженеров путей сообщения. И питомцы этого старейшего питерского вуза изготавливали первые экспонаты будущего музея: модели паровозов, вагонов, виадуков, мостов, а также собирали реликвии железных дорог: скажем, подлинные латунные “билеты” пассажиров первой дороги, а также те платки и скатерти, которые выдавали первым пассажирам Петербургско-Московской железной дороги, всевозможные приборы XIX еще столетия.
Заместитель директора музея Виталий Анатольевич Морозов показывает сокровищницу. Действующие модели и макеты, сверкание латуни приборов… Тут история строительства и Николаевской дороги, и Транссиба, и многих других… Все эти бесценные раритеты бережно сохранены (и в годину блокады, например, большая часть экспонатов была перевезена на время в Новосибирск). Десяток интереснейших залов. Вот срез гигантской лиственницы со строительства трассы Транссиба, вот макет пассажирского салона… Много действующих механизмов, и ценность многих моделей, как подчеркнул Виталий Морозов, в том, что подчас, кроме этих миниатюрных копий, которым по полтора века, не сохранилось ни чертежей, ни фотографий, ни иных документальных свидетельств, и это единственная возможность воочию представить, какими были железные дороги далекого времени. А изменились они существенно. Достаточно упомянуть, скажем, такую деталь, о которой сказал Виталий Анатольевич. Во избежание пожаров первые наши поезда не обеспечивались печами, отоплением. Пассажирам выдавали… медвежьи шкуры, в вагоны заносили предварительно разогретые… кирпичи. Таким вот, казалось бы, совсем примитивным способом обогревались.
И экспонаты нового времени весьма любопытны — тут и механизмы, которые не всякий пассажир увидит из окна поезда, — путеукладчик, снегоочистительные агрегаты… А вот действующий макет сортировочной горки. Крохотный, будто бы игрушечный локомотивчик втаскивает в горку поезд, а затем наглядно демонстрируется, как происходит сортировка, — в разные стороны раскатываются вагончики. Все эти макеты, модели не просто чудо филигранной техники и ювелирного мастерства, это еще и образец высочайшего искусства, завораживающее зрелище. Не случайно сюжеты рабочих будней путейцев так привлекают художников — и музей им тоже представил возможность продемонстрировать свое мастерство…
В 1896 году отмечалось 100-летие со дня рождения императора Николая I, по праву считающегося инициатором создания железных дорог в России. Как свидетельствуют научные сотрудники музея, министр путей сообщения князь Михаил Хилков немало способствовал тому, чтобы музей приобрел новый статус. Точнее сказать, была создана новая экспозиция, как бы параллельный музей. Ему присвоили имя Николая I, его коллекции неудержимо разрастались. Немалые средства выделялись казной как на строительство нового особняка, так и на содержание и обновление экспозиции. Нынешнее здание сооружено на принадлежавшей Ведомству путей сообщения казенной земле (Юсупов сад). Сразу же сюда перекочевали и многие экспонаты русского павильона Всемирной выставки в Париже: модель яхты Петра Великого “Плезир”, панорама Сибирской железной дороги, модели ледокола “Байкал”, мостов через Енисей и Волхов, паровозной сборочной мастерской Николаевской дороги…
Открытие нового здания Музея имени императора Николая I стало для всей России событием громадного значения. Музей посетил Николай II. Император пожаловал в экспозицию подлинные вещи своего венценосного предка основателя стальных магистралей: письменный стол, кресло, чернильный прибор, а также ряд уникальных моделей — например, миниатюрную копию паровоза Ростово-Владикавказской железной дороги с именной табличкой “С. И. Кербедз. 1894 г.”.
Впоследствии музеи ведомства путей сообщения и института объединили — это был новый этап в истории сокровищницы истории отечественной техники.
Были еще памятные вехи. Еще одно рождение, можно сказать, пережил музей в начале двадцатых годов прошлого века. Сейчас можно только удивляться, как в годы разрухи были сохранены бесценные экспонаты — профессора, преподаватели и студенты немало способствовали этому.
— Сейчас в год около семидесяти тысяч человек в год приходит в наш музей, — рассказывает Виталий Морозов. — Кстати, хотя Петербург и считается городом музеев, специально построенных под музеи зданий совсем мало, и наше в их числе.
Галина Петровна Закревская — нынешний директор музея. Еще в 1979 году Министерство путей сообщения СССР поручило ей организовать поиск и сохранение локомотивов и вагонов, являющихся памятниками истории железнодорожного транспорта. Сейчас собрано свыше полусотни таких редчайших экспонатов. А вообще, в коллекции свыше пятидесяти тысяч единиц хранения. Огромное количество интереснейших документов по истории развития транспорта. При этом многие реликвии нередко покидают родные стены: ежегодно устраивается свыше десятка разнообразных выставок.
Энциклопедия нашей транспортной истории — неисчерпаемый кладезь знаний и впечатлений, этот музей — действенный импульс творческой мысли новаторов, исканий молодежи, утешение ветеранов… Немалый резонанс среди общественности вызывают и инициируемые музеем вернисажи. Недавно в содружестве с Петербургским фондом развития искусств был организован вояж художников по памятным местам Петербургско-Московской железной дороги в связи с ее 150-летием и в ознаменование грядущего 300-летия города на Неве.