Опубликовано в журнале Нева, номер 12, 2002
Дворянский род татар Кричинских, как следует из документов отдела герольдии Сената России, известен с 15 ноября 1644 года, момента введения во владение имением Довбуцишки Ильи Кричинского. Имение Довбуцишки относилось к Беницкой волости Ошмянского уезда Виленской губернии. 27 февраля 1776 года Кричинские стали владельцами имения Каскевичи. Кричинские владели и иными имениями. В конце XIX века в отделе герольдии Сената рассматривалось дело дворянского рода Кричинских, где упоминалось 75 человек из этого рода. Многие Кричинские находились на военной и гражданской государственной службе в Ошмянском уезде. Возможно, поэтому С. С. Кричинский много позже написал работу под названием “История архитектуры и архитектура замков XIV—XVI веков Ошмянского уезда Виленской губернии”. Среди наиболее известных архитекторов России начала XX века можно назвать Кричинского Степана Самойловича.
Он много проектировал в разных стилях, таких, как неоклассицизм, модерн и неорусский стиль. Начиная с 1899 года по 1917 год труды и проекты архитектурных работ С. С. Кричинского можно встретить в журналах “Зодчий”, “Строитель”, “Московский архитектурный ежегодник”, “Аполлон”, “Известия гражданских инженеров”, “Светильник”, “Возрождение России”, “Мир архитектуры”. В журнале “Зодчий” за 1902 год на 20-м листе были помещены фотографии плановой и фасадной части загородного дворца, домов и построек в имении принца Ольденбургского П. А., находившегося в Новгородской губернии (Валдайский уезд Боровенской волости). Данный проект и его постройка осуществлены архитектором Кричинским.
2 марта 1902 года по старому стилю в Петербурге, в газете “Новое время” было помещено сообщение Российского телеграфного агентства о том, что 28 апреля 1902 года на конкурсе в Тифлисе за эскизы Народного дома имени Зубалова первая премия в размере 500 рублей присуждена г. Кричинскому из Санкт-Петербурга, вторая премия в размере 300 рублей — г. Саркисову из Тифлиса. 12 апреля 1902 года в газете “Новое обозрение”, выходившей в Тифлисе, в разделе “Местное обозрение” сообщалось, что на последнем заседании комитета Общества трезвости в присутствии П. К. Зубалова и гражданского инженера Кричинского было принято решение сделать некоторые изменения в проекте Народного дома им. Зубалова, так как появилась необходимость в читальном зале, библиотеке и изменениях фойе. Для улучшения освещения в зале было принято решение о создании дополнительного ряда окон. По воле наследников К. Я. Зубалова возведение здания по проекту архитектора Кричинского решили поручить архитектору Рогойскому.
В газете “Речь” от 7 декабря 1909 года, выходившей в Петербурге, в разделе “Художественные вести” упоминалось о том, что 3 декабря 1909 года в Московском архитектурном обществе состоялось вручение премий по объявленному обществом конкурсу за составление проектов зданий московского публичного музея и Румянцевского музея. Из петербургских архитекторов премии получили: гражданский инженер С. С. Кричинский и архитектор-художник Н. В. Васильев. Затраты на создание проектируемых музеев оценивались приблизительно в один миллион рублей.
В газете “Либавский вестник” от 22 марта 1911 года сообщалось о прибытии в город курляндского губернатора Набокова С. В., который председательствовал на заседании комитета по постройке в Либаве храма-памятника императору Александру III. Проект, представленный архитектором Кричинским, выполненный в русском стиле и не представленный ранее на конкурс, был принят.
На углу Миргородской и Полтавской улиц в Петербурге стоит здание церкви во имя Федоровской иконы Божьей Матери в честь 300-летия Дома Романовых. Предполагалось, что в будущем на формирующейся площади около церкви будет стоять памятник Александру Невскому. Строительство велось с 1910-го по 1913 год. Существовал комитет по строительству этой церкви. В него входили С. С. Кричинский и архитектор Н. Васильев. Из всех проектов этой церкви первое место занял проект Кричинского.
5 августа 1911 года произошла закладка церкви в честь 300-летия Дома Романовых. О проекте этой церкви была написана не одна статья, а в журнале “Зодчий” за 1910 год на листах 38, 40 помещена копия проекта Кричинского. Также имеются копии проекта на листах 11 и 13 в журнале “Зодчий” за 1914 год, журнал “Аполлон” за тот же год. Лукомский в журнале “Зодчий” в 1915 году поместил статью о церкви, построенной по проекту С. С. Кричинского на углу Полтавской и Миргородской улиц, в которой тревожился о том, что застройка в русском стиле XVII века не впишется в ансамбль современной застройки, если вся площадь будет застроена в русском стиле.
В книге “Архитекторы и строители Петербурга конца XIX и начала XX веков” под редакцией искусствоведа Исаченко, вышедшей в свет в 1998 году, помещена статья искусствоведа Саблина. Он утверждает, что Кричинский не имел личного стиля, за исключением того проявления стиля его, которое имело место при проектировании и строительстве дома художника Щербова в Гатчине на улице Чехова, 4-а. Это ошибочное мнение. У С. С. Кричинского было около 100 проектов зданий, например, проекты театра и мечети в Вильно, Политехнических институтов в Иркутске и Краснодаре, Военного и Окружного училища в Краснодаре, Коммерческих училищ в Любани и в Петербурге на территории Путиловского завода. Для изучения строительства учебных заведений он посетил Германию, Швецию и Финляндию. Им была спроектирована больница в Самаре и создан проект города-сада в Краснодаре. Вероятно, искусствоведы Саблин и Исаченко не видели этих проектов, трудно им было оценить художественное творчество архитектора.
В основе церкви лежат контуры ростовского храма XV века, а с восточной стороны мы видим апсиды, напоминающие апсиды православных храмов того же времени. Когда мы подъезжаем к платформам Московского вокзала, мы видим здание этой церкви, имеющей в основании форму параллелепипеда, и рядом с церковью мы видим оглавление новой деревянной церкви во имя Федоровской иконы Божьей Матери. Площадь этой церкви, спроектированной С. С. Кричинским, составляет около 350 кв. м.
Недалеко от этого места на одной из Рождественских улиц по проекту С. С. Кричинского была построена православная церковь Палестинского общества. Но, к сожалению, ее взорвали в 1932 году. Она также напоминала храмы Древней Руси. Помимо названных, зодчий спроектировал православную церковь города Виши во Франции. Кроме этого, им были спроектированы православные храмы в Либаве, в городах Александрове, Петербурге на улице Чайковского в доме, принадлежавшем великой княгине Ольге Александровне.
Степан Самойлович Кричинский родился 20 января 1874 года в имении Каскевичи Ошмянского уезда Виленской губернии в семье генерал-майора Кричинского Самойлы. Мать, Сусанна Давыдовна, урожденная Тольская, жила в 1895 году в Вильно на Мостовой улице.
В Вильно Степан Самойлович получил среднее образование в реальном училище. В 1897 году окончил Институт гражданских инженеров в Петербурге. С 1900 года работал в качестве главного архитектора в управлении пограничной стражи России. Большинство проектов всех строящихся зданий и сооружений в управлении пограничной стражи велись под руководством Кричинского. Здание управления пограничной стражи с внутренней церковью на улице Красного Курсанта, 34 было спроектировано С. С. Кричинским и построено в 1910 году. Оно сохранилось. Одной из прекрасных работ, выполненных по проекту Кричинского в 1906 году, можно назвать здание конного двора в Шуваловском парке под Петербургом. Здесь кирпичная кладка с отделкой диким камнем. После 1925 года здание было перестроено. После строительства конного двора в Шуваловском парке рядом был построен дворец Воронцовой-Дашковой. Он напоминает отдаленно Павловский дворец и некоторые постройки на Каменном острове в Петербурге. В 1908 году у Московских ворот было построено здание по проекту С. С. Кричинского, в нем позже разместился Институт экспериментальной ветеринарии. Сейчас в этом здании находится кафедра химии Ветеринарной академии.
В 1899 году С. С. Кричинский жил в доме 19 на Прядильной улице (ныне улица Лабутина). В это время он работал в качестве архитектора в управлении неокладных сборов. Гораздо позже в соседнем доме 17 жил архитектор Кашин-Линде, известный как один из авторов проекта стадиона им. Кирова в Ленинграде. С ним жила его жена Эрзула Эдуардовна, блестяще владевшая французским языком. Позже здесь жили его дети и внуки.
Необходимо отметить, что Кричинский был женат на дочери Глеба Ивановича Успенского Марии Глебовне. В 1904 году у них родился сын Глеб, через год сын Борис, а несколько позже дочь Ирина.
Мы должны быть благодарны его сыну Борису за то, что он в 1925—1926 годах, уже после смерти отца, составил список работ Степана Кричинского, требующий, однако, уточнения соответствия проектов реально построенным сооружениям, в который вошли такие работы, как, например, Народный дом и театр Невского общества устройства народной трезвости на Шлиссельбургском тракте Петербурга, проект Коммерческого училища Путиловского завода и Коммерческого училища в Любани Новгородского уезда Новгородской губернии, проект Хорового дома в селе Сябреницы того же уезда и губернии. На станции Чудово, недалеко от деревни Сябреницы, шуриным Кричинского, сыном Глеба Ивановича Успенского, архитектором Успенским Александром Глебовичем был безвозмездно осуществлен проект церкви во имя Казанской иконы Божьей Матери в 1902—1904 годах. Церковь начала строиться, но 26 марта 1907 года после операции по поводу слепой кишки А. Г. Успенский умер. Строительство церкви было завершено в 1912 году. Первичный проект А. Г. Успенского был изменен. Вместо пятикупольной была построена однокупольная церковь.
Дважды в 1908—1910 годах Кричинский участвовал в проектировании здания магазина Гвардейского экономического общества, представляющего собой сложную ажурную железобетонную конструкцию. Один из магазинов этого общества был спроектирован Кричинским для Гатчины.
В 1909 году комитетом по строительству соборной мечети в Петербурге был куплен участок земли на углу Кронверкского проспекта и Углового переулка у вдовы тайного советника Васильева. Для ознакомления с проектами мечетей Кричинский совершил поездку в Самарканд. В проекте соборной мечети участвовали Н. Васильев, А. Гоген и С. Кричинский. Первая служба была осуществлена в 1913 году, а позже она велась с 1920-го по 1939 год. В 1913—1914 годах по проекту Кричинского был построен пятиэтажный большой дом в классическом стиле с тщательной проработкой архитектурных деталей на Каменноостровском проспекте, 44-б. В этом доме в квартире № 4 С. С. Кричинский жил со своей семьей до самой смерти, наступившей 9 августа 1923 года.
Среди оригинальных работ С. С. Кричинского можно назвать дом художника Щербова на улице Чехова, 4-а в Гатчине, построенного в стиле модерн, и Феодоровского городка в Царском Селе (совместно с В. А. Покровским).
С 1918-го по 1920 год С. С. Кричинский был профессором архитектуры Кубанского политехнического института, а с 1921 года Института гражданских инженеров, и с 1922 года — начальником Архитектурно-строительного управления в Петрограде.
Среди проектов С. С. Кричинского можно назвать проект ряда зданий Педиатрической академии, находившихся на углу Большого Сампсониевского проспекта и Литовской улицы. В 20-е годы этот комплекс зданий назывался Институтом материнства и младенчества. В списке работ С. С. Кричинского его сын называет также и проект электростанций в Петербурге и проект города-сада для поселка в имении Парголово и проект здания министерств правительства Сербии.
Известно, что в 1922 году под руководством Кричинского Степана Самойловича были восстановлены и реставрированы здания германского посольства и буддийского храма, а также и здание, которое занимало ранее посольство Швеции.
Кричинский работал не покладая рук, будучи уже тяжелобольным. Память об архитекторе-труженике сохранится среди его потомков.