Опубликовано в журнале Нева, номер 11, 2002
Видели ли вы яйцо пингвина?
Нет, вы его не видели. Оно вот такое!.. Такое… Больше куриного, конечно, но меньше, чем у страуса эму. И яйца у пингвинов бывают разные: у адели, например, одного размера, у императорского, допустим, другого.
Я уже не беру в расчет пингвинью мелочь, населяющую Антарктический Рог и Огненную Землю: там и условия обитания другие, и климат помягче, и жизнь полегче. А дети эти ходят в школу. И у пингвинов тоже есть свои “школы” и “детские сады”. Естественно, что эти “школы” существуют только у императоров и адели. К такому способу выращивания потомства принудила их нелегкая жизнь.
В экстремальных условиях Антарктиды далеко не каждый взрослый пингвин доживает до преклонного возраста, а ведь нужно еще умудриться взрастить достойное потомство… А как? Ему непостижимо! В самый лютый мороз, в июне— июле, в полярную ночь, самка откладывает одно яйцо…
Напоминаю, что когда в северном полушарии зима, в южном — лето. Если непонятно почему, возьмите учебник географии для пятого класса и прочитайте соответствующую информацию на соответствующей странице. Там показано положение Земли относительно Солнца в зимний и летний период — и вам все сразу станет ясно! А если лень читать, то спросите любого пятиклассника, бегущего с рогаткой вам навстречу. И он ответит.
Но вернемся к нашим пингвинам. Отложив яйцо, пингвин прикрывает его специальной жировой складкой и держит на ластах. Если яйцо упадет в снег, то очень скоро замерзнет — ведь температура окружающей среды более минус пятидесяти градусов по шкале Цельсия, да плюс ветер, да плюс метель.
Во время высиживания, вернее, выстаивания пингвин ничем не питается: до припая идти очень далеко… Используются подкожные накопления. И стоят бедные пингвины под шквалистым ветром более месяца, сбившись в плотную массу, меняясь местами с крайними, пуская их внутрь, чтобы те как-то набрались тепла, чтобы выжили. Многие птицы не доживут до нового Солнца… Многих ослабевших унесет диким ветром к припаю, швырнет на скалы.
И путь к припаю тоже изобилует опасностями. Идти долго, более километра, со всеми вытекающими отсюда заморочками: под льдом пингвинов с нетерпением ожидает морской леопард — это тюлень такой, пятнистый и ужасно прожорливый. Пингвином может неплохо закусить и касатка.
В воде пингвин приобретает необыкновенную стремительность и красоту. Крылья его, столь нелепые на суше, служат ластами, маленький хвост — рулем, тело — как обтекаемый болид.
В водах Антарктики очень богатый подводный мир: тут и морские огурцы, и ежи, и звезды. Водоросли прямо кишат микроорганизмами и рыбой. Российские водолазы сделали подводные съемки. Наши полярники были поражены такими яркими красками, как будто находишься в Красном море, вот только кораллов не хватает…
А происходит это чудо потому, что прибрежные воды Антарктиды богаты кислородом. Этот кислород выделяется вследствие таяния ледника. Основанием своим он лежит на материке, причем таяние льда у его поверхности происходит круглосуточно, усиливаясь летом. Тогда под действием солнечного тепла и света начинают развиваться микроорганизмы, планктон, водоросли, криль.
Морские огурцы (голотурии), всю зиму пролежавшие на дне сморщенными, как лишенный воздуха шарик, возвращаются к жизни и жадно начинают пропускать сквозь себя большое количество воды, оставляя в себе планктон и биологические останки различных мелких существ, это своего рода природные фильтры.
Планктоном, моллюсками, звездами питаются рыбы, криль привлекает в эти воды китов. Рыбой питаются и тюлени, и пингвины. Я не биолог, а только механик-водитель тягача и поэтому прошу простить мне некоторые неточности.
Наевшись до отвала, пингвины группками неторопливо следуют на материк. И если у них уже есть потомство, срыгивают им полупереваренную пищу в клювики. Такова жизнь, ребята: хочешь вырасти — ешь, что дают!
Через месяц из яйца вылупляется птенец. Сначала он весь в пуху бело-серого цвета, потом обрастает пером и воспитывается в “детском саду”. Взрослые пингвины способны различить голос своего чада в многоголосом хоре пищащих деток. Видать, родительское чувство подсказывает.
Вскоре и “наша” мама присоединяется к процессии, идущей к припаю. Удачно избежав встречи с морским леопардом, насытившись, она ловко выскакивает на лед. И проделывает обратный путь. И находит своего пингвиненка. И кормит его. Жизнь продолжается.
Уважаемые дамы и господа! Вам предоставляется прекрасная возможность посетить с горячими русскими парнями (то есть с нами) самое сердце Антарктиды — станцию Восток. И рассказать о нашей жизни придется мне… Дам правдивую информацию об этой части света в доступной форме, и, может быть (а чем черт не шутит!), потянется сюда молодежь? Ведь мы, полярники, либо седые, либо лысые от времени. Ну, молоды душой — это понятно, но ведь нам-то скоро на пенсию: две-три зимовки — и аут! Кто придет на смену? А ведь имеются невостребованные танкисты из Афгана и Чечни — вот где искать достойную смену!
Отсюда правильный вывод: должна быть информация. И в этом мне поможет мой товарищ Петров Анатолий Николаевич, редактор Седьмой тетради журнала “Нева”. Он даже обещал мне выход в интернет. Я темен в этих делах, и если что и назвал неправильно, то прошу простить: нас в тундре и в тайге интернетам не обучали…
С уважением Дмитрий Ковшуля, техник-водитель тягача. Мирный