Опубликовано в журнале Нева, номер 11, 2002
В апреле этого года в выставочном зале журнала “Нева” прошла персональная выставка живописи и графики “Метаморфозы тождественности” художника Игоря Водореза, который живет и творит в нашем городе с 1985 года.
Я представляю мир как непрерывную и бесконечную последовательность всеобъемлющих Метаморфоз, где в единстве с Его Величеством Временем неизбежно и неожиданно изменяется Пространство, обновляясь и обретая в своем движении непредсказуемые формы, где все стремится к Идее Истины, Любви и Красоты.
Игорь Водорез
Николай Громов
“Цветоформы” Игоря Водореза
Эрудиция — неотъемлемый признак современного художника. И как бы ни желал он отгородиться от всяческих влияний с целью сохранения своей индивидуальности, ему не избежать воздействия взаимосвязей, пронизывающих пространство культуры. Намного лучше осознать свою сопричастность к общему потоку живописи, определить масштабы собственного дарования и критерии, по которым и возможно сверять результаты своего труда.
Эту истину Игорь Водорез усвоил еще в стенах Тюменской академии искусств, после окончания которой (1984) полностью посвятил себя живописи. Поначалу были сибирские пейзажи, маринистические этюды, портреты, исполненные на грани старательных штудий. Но в конце 80-х годов произошел постепенный переход от пейзажно-натуралистического жанра к обобщенно-условным образам. От живописи наблюдения к живописи размышления — вот путь, пройденный молодым художником в процессе творческого становления. Былое описательное отношение к вешней красоте природы уступило место стремлению отобразить в красках сущностное содержание мироздания.
В Петербурге манера художника обрела свободу и простоту, что открыло возможности для богатейшей игры ума, для синтеза ощущений и идей. Отсюда полет импровизаций, которые эффектно и непредсказуемо соединились в графических сериях “Мир идей” и “Метаморфозы”, где между переживанием и мыслью, красками на палитре и кистью установились согласие и созвучие, проявленные истинным вдохновением. Непосредственность, с какой в первые годы самостоятельного творчества Водорез вбирал достижения великих предшественников: Врубеля, Филонова и Кандинского, сменилась в Петербурге вдумчивым изучением колористических возможностей живописи. Продвигаясь от картины к картине, от одного красочного цикла к другому, художник приблизился к той естественной ясности, которая знаменует его духовное преображение. Перемены в мироощущении и осознании творческого долга произошли у Игоря после занятий в Духовной семинарии, где в начале 90-х годов он изучал Катехизис — основу христианского вероучения. С просветленной душой создавались впоследствии такие работы, как “Ангел, ведущий младенца в пустыню”, “Благовещение” и, пожалуй, главная на сегодня работа — “Георгий Победоносец”. Цветовые сочетания этих композиций непривычны: тут и отголоски народного творчества, когда краска используется открыто, наивно, иногда даже дерзко; есть здесь и изысканные сочетания полутонов, что характерно для целомудренных полотен Борисова-Мусатова и Павла Кузнецова.
Гармоническая утонченность присуща и портретам, выполненным в графической технике цветного карандаша. В них завораживает виртуозная комбинация штриховой линеарности, которая вместе с лакунами в общей композиции создает впечатление мерцания древних фресок или неясных весенних грез. Особенно поэтично этот прием прозвучал в портретах таинственных красавиц.
В картинах триптиха “Рождение чувств”, напротив, напряжение цветовой силы доходит до апогея, до того предела, за которым, как кажется, уже последует термическая реакция. В красочном пятне, как в молекуле живописной субстанции, художнику удается запечатлеть и преобразовать частное, минутное переживание в отстраненно-философское понятие (“Неортодоксальность пространства”, “Космогония”, “Время”).
Абстрактные картины из цикла “Метаморфозы” словно заключают в себе аккорды и мелодические “фразы” Баха, Бетховена, Малера. Созвучия живописи и музыки возникают совершенно естественно, поскольку картины, освобожденные от сюжетной основы, подчинены ритму, тональному регистру и единству целостного звучания.
Стремление подняться, воспарить свойственно таланту художника. Уже упомянутая серия картин “Мир идей” уводит зрителя от реликтов обыденной памяти к философским раздумьям и предощущениям вселенских метаморфоз, итогом которых станут новые цивилизации, новое небо и новая земля.
Творческий дар Игоря Водореза объемлет гармонию формы и выражения, красочную плоть и ментальность духа, непреклонную решимость и зыбкую рефлексию. В его картинах сложный образ красоты, в котором слияны все элементы созерцания и исповедь самого художника перед ликом Творца.