Опубликовано в журнале Крещатик, номер 4, 2015
Журналист с полувековым
стажем работы в России. Четверть века работала главным редактором на телевидении.
Живет в Австралии с 1996 года. Публикуется в различных печатных изданиях. Регулярно
выступает в русской программе радио SBS. Проводит самые содержательные экскурсии
по Мельбурну. За годы жизни в Австралии выпустила 10 книг о городе Мельбурне и стране
Австралии.
НИ ШАГУ НАЗАД!
В Австралии, как известно, все наперекосяк, и крупнейшая на, континенте – вторая самая большая птица в мире – не умеет летать!
Зато бегает быстрее лошади – 50 км в час, и удар ее ноги не слабее удара лошадиного копыта
Но главное – уникальная птица эта с труднопроизносимым латинским названием Dromiausnovaehollandiae, как некогда называли Австралию, не делает даже шага назад, и оттого включена в Государственный герб страны. Неофициально же считается национальной птицей пятого континента.
Наверное, стоит начать с того, что в Австралии около 600 различных географических названий – города, горы, озера, ручьи, многие компании, а в Западной Австралии даже марка пива включают слово «эму» в честь этой птицы. Хотя этимология, происхождение названия «Эму» так и осталось неизвестным. То ли это арабское слово, означающее «большая птица», то ли португальское название страуса – «Эма». А может быть, все дело в звуке «Э-му», которое эти птицы издают с помощью мешка на шее, слышимое на расстоянии 2 км?
Но точно известно, что впервые эму был обнаружен европейскими исследователями в 1696 году на западном побережье континента. А на восточном, считается, они были замечены в 1788-м, когда там появились первые поселения. Во всяком случае, уже в 1789-м эму как вид был описан в книге Артура Филиппа «Путешествие в Ботани Бэй» орнитологом Джоном Латамом.
И конечно же, обитавшую повсюду огромную птицу знали аборигены, тем более, что охотно поедали ее исключительно вкусное, низко калорийное мясо, а из кожи, яиц и перьев делали различные, полезные предметы: в центральной Австралии, к примеру, носят обувь из перьев, чтобы скрыть свои следы!
Австралийские аборигены верят, что во времена сновидений, когда животные, птицы и рыбы были людьми, по крайней мере, обладали человеческим разумом и способностью обмениваться друг с другом идеями, именно кенгуру и эму были среди них лидерами.
Так, при встрече после обычных приветствий кенгуру клал свою правую руку себе на живот, сжимая пальцы, а затем переносил ее на живот эму, что означало: «Я принимаю тебя со всеми хорошими чувствами и приглашаю разделить еду и уют моего дома». И после совместной трапезы они начинали обсуждать назревшие проблемы.
Так было, когда решалась судьба утконосов или когда Великое солнце, рассердившись, спрятало свое лицо, и против темноты не возражали только совы с летучими мышами! Кенгуру же и эму пришла идея разжечь повсюду костры, чтобы всем стало светло. Эму и пригласила всех придти на общее собрание, чтобы обсудить вопрос заготовки топлива!
Существует даже предание, будто Солнце было сотворено из брошенных и разбитых в небе яиц эму.
На самом же деле из яиц вытапливают масло, используемое в медицине и косметологии.
Большие, темно-зеленые эти яйца до 900 граммов и скорлупой, толщиной в миллиметр, самка откладывает в выложенной травой и ветками ямке, куда ее приводит самец. Но так как у него их нередко бывает несколько, то в гнезде может оказаться до 25 яиц. Правда, многоженец сам и высиживает птенцов два месяца, теряя 15% своего веса из-за длительного голодания. Новорожденные весят по пол кило, и все тот же папаша растит и воспитывает их еще 5–6 месяцев.
Свои когтистые лапы, эму используют для защиты в дикой природе, они хорошо слышат и видят (глаза от пыли в пустыне защищены мигательной мембраной), особи женского пола кричат громче, издавая звуки, похожие на хрюканье и барабанный бой.
Купанию в песке эму предпочитают плавание в воде, спят только ночью, но, просыпаясь по 8 раз, в глубокий сон входят, сидя на лапах.
В отличие от страуса, имеют не по два, а по три пальца, с тремя фалангами, и еще по одному когтю на конце недоразвитого крыла. На длинных ногах перьев нет, редкими покрыта тоже длинная бледно-голубая шея. Не в пример другим птицам, устойчива к перепадам температур, и этим объясняется способность эму жить и размножаться практически по всей Австралии.
А так как лакомятся они, кроме насекомых и цветов, посевами зерновых, портят и истощают пастбища, предназначенные для овец, то вызывают недовольство фермеров. Есть у эму и прямые враги: динго, орлы, ястребы, лисицы не брезгуют кражей яиц.
Но так как пользы дикие эму приносят несравненно больше, то охраняются законом.
За пределами же пятого континента эму выращивают в заповедниках – в Северной Америке, Китае, Перу. Один из крупнейших заповедников находится и на острове Филипп недалеко от Мельбурна.
Однажды на Израильском ТВ прошел забавный сюжет: на приличной скорости эта птица бежала в потоке машин, а когда те остановились у светофора, перестроилась в левый ряд и пошла на обгон! Позже выяснилось, что повод так спешить у нее, действительно, был – эму сбежала с фермы!
Значит, не случайно в аборигенских мифах эму считался таким отличным бегуном, что лишь ему и поручалась доставка на огромные расстояния важных сообщений. К тому же, как тоже было всем известно, тот никогда не делал и шагу назад.
Иначе его бы не поместили, много-много лет спустя, в Государственный Герб такой страны, как наша Австралия!
СТРАНИЦЫ «БЕЛОЙ КНИГИ»
Известно, что сегодня Вооруженные силы Австралии – Силы ее обороны (Australian Defence Force–ADF) состоят из Армии, Королевского военно-морского флота и Королевских военно-воздушных сил.
Но хотя такое объединение произошло лишь 9 февраля 1976 года, и ADF остается сравнительно молодой государственной структурой, ее история, тем не менее, и интересна, и поучительна.
Военная рать, воинство, пешая или конная сила знакомы человечеству, пожалуй, с периода распада первобытнообщинного строя – частную собственность стало нужно защищать, рабов приобретать, неугодных и несогласных карать, а главное – укреплять господство на своей территории. И в латинском языке появилось слово «armo» – вооружаю.
Если же пристальнее взглянуть в те далекие уже времена, то можно вспомнить и мифическую фигуру Бога войны Марса! Правда, нам мало знакомо то обстоятельство, что этим его деятельность не ограничивалась, и Марс слыл еще покровителем дикой природы и плодородия, принося людям кроме военных побед, благополучие и изобилие. Возможно и потому его Храм возводился на Марсовом поле вне городских стен: вооруженное войско не должно было находиться на территории мирного города.
Зато его древнегреческий коллега Арес отличался необузданным и жестоким характером. На Олимпе даже сплетничали, будто Гера в отместку супругу-гуляке Зевсу родила этого сына не от него. И тот ненавидел коварного, вечно запятнанного кровью Ареса, атрибутами которого были копье, горящие факелы и злые собаки, конями Ужас и Пламя, а вечной спутницей богиня Раздора Эрида!
Не отсюда ли такие разные понятия о войнах, как освободительные и захватнические, справедливые, за независимость и откровенно грабительские?
В Австралии, в так называемой «Белой книге», (The White Paper) изложены три главнейшие направления Сил Обороны (ADF): защита собственной территории, обеспечение безопасности соседних стран в миротворческих мероприятиях и участие в Международной коалиции Сил за пределами ближайшего окружения – там, где затрагиваются ее интересы.
По сравнению с вооруженными силами многих других государств, Австралийские очень маленькие по численности и зависимы от внешних производителей вооружения.
48 укомплектованных боевых кораблей (фрегаты, субмарины, патрульные суда) базируются вблизи Сиднея и Перта.
Боевая авиация включает группу многоцелевых самолетов (145 машин, 163 летных экипажей – 2000 человек) и группу противовоздушной обороны, а также крылья транспортной, дальней и ближней авиации.
И, конечно. пехотные стрелковые подразделения и службы обслуживания. Однако вся, пусть недолгая история австралийских вооруженных сил свидетельствует, что их количество никогда не было мерилом их действенности. Поначалу даже, в Британской империи вчерашние фермеры-добровольцы считались «вторым сортом»! Генерал Гамильтон обмолвился как-то в частной переписке, что один британский «томми» равен трем колониальным «ozzy».
Жизнь, тем не менее, внесла свои коррективы – именно австралийцев стали называть «Королями битв», а после Галлиполи – лучшей армией среди союзников в первой мировой войне.
Во вторую мировую Австралия в союзе с США принимала участие в большинстве сражений Тихоокеанского театра военных действий – австралийский военно-морской флот считался четвертым по численности флотом союзников: 40 тысяч моряков на 337 боевых кораблях, 34 из которых были потеряны. Австралийские конвои охраняли суда с союзнической военной помощью Советскому союзу.
Позже австралийские силы участвовали в операциях на Фиджи (1987 год), в Намибии (1989-й), в Камбодже (1992-й), в Папуа Новой Гвинее (1997), в течение нескольких лет в Афганистане и Ираке.
Энгельс, которого за вполне профессиональное увлечение военными делами друзья звали «Генералом», справедливо считал, что «ничто так не зависит от экономических условий, как армия и флот».
И появление новых систем артиллерии, самолетов, танков, ядерного оружия, бесспорно, впрямую зависит от степени развития производства. Модернизация вооружения, подготовка военных кадров – от уровня технологий в государстве. И оттого Австралия может себе позволить трансформацию Армии настоящей в Армию будущего, реализовав уже к 2017 году План «Бершева».
Кстати, как очень многое в Австралии, и это название выбрано не случайно, так как тоже связано с военным событием, перевернувшим весь ход первой мировой войны. И о котором поэтому не грех напомнить.
Это нынче Бер-Шева самый большой город в Негеве и шестой по величине в государстве Израиль. А в первую мировую от него до Газы протянулись турецкие оборонительные рубежи, препятствующие пути к Иерусалиму. И так как колодцы с водой были только в Бер-Шеве, кавалерийской атаки можно было не опасаться.
Как оказалось – зря! Ибо для нее была выбрана 4-я австралийская бригада на австралийских же чудо лошадях с приказом: «Атаковать или умереть»!
Тот галоп на турецкие пушки военные историки и сегодня называют «Сумасшедшей, убийственной атакой», хотя, строго говоря, тот австралийский Пустынный корпус был конной пехотой: ворвавшись в передние траншеи, они спешились и бросились в штыковую. К концу дня в плен были взяты остатки турецкого гарнизона и 15 из 17 неповрежденных колодцев.
Бер-шева теперь город-побратим Парраматты в NSW, и в тамошнем «Парке австралийского солдата» на постаменте, образующем своими гранями шестиконечную звезду, стоит бронзовая лошадь с всадником – монумент, выполненный известным мельбурнским скульптором Питером Корлетт.
Здесь же, в Австралии, план «Бершева» продолжит со временем новый – «Beyong Beershiva», как очередные кардинальные изменения в системе совершенствования ее вооруженных сил.
Как считал Сенека: «Похвальна доблесть, когда она уместна»!
/ Мельбурн /