Опубликовано в журнале Крещатик, номер 3, 2013
Чмиль
В. Ограда. Избранная проза. – СПб.: Алетейя,
2013. 587 с. –
(«Коллекция поэзии и прозы»).
В известном петербургском издательстве «Алетейя» вышла книга избранной прозы Вячеслава Чмиля. Это неожиданное открытие настоящего мастера, яркого таланта в эпоху, когда роману и вообще большой прозе неоднократно предвещали бесславный конец.
В книге два романа: «Цветочки счастливой эпохи» и «Ограда», и две повести: «Истребители танков» и «Любовь». Название книги – «Ограда» совпадает с названием одного из романов, но вполне выражает общий смысл и настрой новаторского в своей завораживающей простоте авторского стиля. Необычность этой прозы не сразу осознается за вязью повествования о жизни в «застойную» эпоху в ареале и ореоле послесталинскогоГУЛАГ’а. В обоих романах эта жизнь показана глазами мальчика, от первого лица. Автор, сам сибиряк, родился и жил в тех же местах, и во многом отталкивался от своей биографии. Повести – уже о выросшем в Сибири мальчике, перебравшемся на Невские берега, и каждая из них имеет свой неповторимый стиль и показывает богатство возможностей рано ушедшего автора.
Стиль большой прозы обоих романов может быть охарактеризован двумя словами как «обжигающий реализм», и это определение, думается, точно подходит к тому пронзительному по простоте и силе повествованию о становлении характеров и взрослении детских душ в искаженной, фальшивой и ханжеской реальности «первого в мире социалистического государства», провозгласившего своей целью «построение коммунизма».
В романе «Цветочки счастливой эпохи» впечатляюще показано, как взращивались эти «цветочки», как предательство и доносительство назывались «искренностью». А воспитатели «с человеческим лицом», как правило, с «подмоченной» анкетой, бывшие заключенные сталинского ГУЛАГ’а вынуждены были скрывать свои биографии и не афишировать общечеловеческие ценности и методы воспитания, не совпадающие с рекомендованной схемой. И юные воспитанники интерната постоянно делали выбор между злом в обличии добра и истинным добром, которое не может открыто вступить в борьбу и только намекает о себе в надежде на понимание. И эти падения и взлёты, сопротивление человеческого материала, жестокость и раскаяние, сочувствие, смех и слёзы – всё это показано в переплетении с яркими эпизодами реальных ситуаций. Читатель сопереживает героям и вспоминает свое детство, свои забытые мысли и чувства. Ведь в юном возрасте всё воспринимается особенно остро, детские трагедии – самые настоящие. И в любых условиях есть место приключениям. Одна из самых мощных и впечатляющих сюжетных линий романа – пребывание мальчишек на свалке и образ старого китайца. Жизнь на свалке – это и символ, и реальность, как многое у Вячеслава Чмиля. Или, например, ярчайший сюжет – поездка в Хакасию, где главный герой с другом собирали кедровые шишки и ходили на ферму по выращиванию норок. Описанные автором шокирующие реалии, в их привычной, обыденной оболочке, сочетаются с радостным, полновесным восприятием природы и жизни «на свободе» (за пределами интерната). Автор потрясающе сильно показывает это столь характерное для детства ощущение восторга перед жизнью во всей ее полноте.
И еще одна характерная особенность «Цветочков…» – нечасто встречающаяся манера повествования, когда значительная часть текста состоит из диалогов юных героев, а авторская речь отступает на задний план или разделяет смысловую нагрузку с прямой речью персонажей.
Название второго романа, «Ограда», – символично еще в большей степени. Человек всегда находится во многих оградах одновременно – собственного тела, дома, городских стен, границ государства, пространства планеты. И по мере взросления юный человек всё более расширяет свою ограду. Эта многоплановость подспудно присутствует в тексте, но конкретная ограда в романе – забор, огораживающий примыкающий к тюрьме двор. В этом дворе, в одной из комнат дома, предназначенного для работников тюрьмы, и живет главный герой с отцом и мачехой. И юные, и взрослые персонажи «Ограды» в большинстве своем – яркие индивидуальности. Читателю, несомненно, запомнятся своими непохожими характерами и судьбами Витяй, Валерка, Сашка, Мишка и Силофон – мальчишки из близкого окружения главного героя, да и другие юные персонажи. Не менее ярко изображены и взрослые герои романа, особенно старуха Титенкова и ее подруга Наденька, бывший охранник инвалид Корольков, генерал и старая дама с собачкой. Их исковерканные судьбы постепенно открываются живущему в ограде мальчику, от имени которого ведется повествование.
Но Вячеслав Чмиль мастерски изображает не только характеры и судьбы своих героев, но и сибирскую природу. Возникает даже почти «эффект присутствия», так сочно и наглядно описывает автор игры и затеи мальчишек, костры, вигвамы, рыбалки, ледоходы, окрестности рек Чулыма и Ачинки, тайгу и гору Элек на закате.
Что касается повестей, включенных в книгу, то «Истребители танков» – маленький шедевр, почти готовый сценарий, трагикомедия из армейской жизни накануне «перестройки». Повесть-мистерия «Любовь» – весьма необычная по парадоксальным поворотам сюжета проза, говорящая о необычайно широком творческом диапазоне авторского таланта.
Хочется надеяться, что читатель не пропустит эту талантливо написанную книгу, она достойна того, чтобы быть прочитанной. К сожалению, безвременно скончавшийся автор не подарит нам новых литературных шедевров.
Москва
Август 2013