/ Берлин /
Опубликовано в журнале Крещатик, номер 1, 2005
Дорогой читатель! Как ты расцениваешь современный литературный процесс в русскоязычном пространстве? Не только в России, но и на территории всей планеты, где еще недавно русский язык был одним из основных средств коммуникации людей различных верований, политических убеждений и национальностей?
Большинство из нас ответят: положение удручающее. Русская литература, как таковая, а вместе с ней и литературы народов, населяющих некогда Советский Союз, деградирует. И вина за это лежит на редакциях бывших государственных издательств и журналов Москвы и бывшего Ленинграда, которые в период перестройки пошли на поводу дешевой моды, погнались за скандалами вместо добросовестной работы с читателем и писателями. Результат: авторитет профессиональных писателей упал в глазах читателя, русскую литературу на международных книжных ярмарках представляет шеренга авторов криминального чтива среднего и низкого художественного качества, а также авторы, при помощи которых криминальный мир “отмывает грязные деньги”.
Авторы, пишущие в жанре реалистической прозы, в духе школы критического реализма, словно перевелись на Руси и ее окраинах. И, как результат, — за рубежами России ее жителей воспринимают сборищем патологических типов и преступников с ничтожным уровнем интеллекта, не способных к созидательному труду, воинственных шовинистов, лишенную нравственности толпу.
“Великая криминальная революция уничтожила великую русскую литературу!” — таков вердикт, вынесенный крупнейшими в мире книгоиздательскими и книготорговыми концернами после проведения франкфуртской международной книжной ярмарки, которая была посвящена России и проводилась в октябре 2003 года. А выдающийся русский литературный критик Л.Аннинский в оценке современного состояния русской интеллигенции высказался еще жестче: “Не встанет!” Под бурные, кстати, аплодисменты российских критиков.
И вдруг — явление группы “17”. Писатели-реалисты нашего времени, собранные секретарем Союза писателей России Петром Федоровичем Алешкиным по всему миру, заявили о себе, как о продолжателях традиций А.Пушкина, Н.Гоголя, Л.Толстого, Ф.Достоевского, А.Чехова, М.Шолохова. С высоких трибун Московской и Франкфуртской международных книжных ярмарок они заявили:
“Нет, не иссякла русская изящная словесность! Не одна коррумпированная Москва имеет право говорить от имени народов России. Есть на Руси и на ее окраинах писатели, осмеливающиеся повествовать правду о том, как и почему была разрушена советская держава, кто стоял за спиной нынешних магнатов и властителей России, как в действительности отнеслись народы бывшего Советского Союза к распаду страны на полтора десятка националистических формирований. А главное, мы расскажем о трагедии великой культуры, о тех силах, которые стараются свести ее на нет”.
Журнал “Крещатик” первым из всех русскоязычных эмигрантских изданий откликнулся на это выступление. В осеннем (3/25/’2004) номере была опубликована пьеса писателя из Самары А.Игнашова “Напутственные таинства”, в следующем (4/26/’2004): рассказ новосибирца В.Ломова “Потом… после…” и рассказы автора этих строк, оказавшегося волею рока в далеком от Родины Берлине. Ныне журнал предлагает вашему вниманию: рассказ тамбовчанина П.Алешкина “Месть”, стихи новосибирца В.Берязева, два рассказа русского писателя из Финляндии В.Суси, рассказ писателя из далекого заполярного Ямала Л.Нетребо “Гаврош и волк”, рассказ “Гапоня” новосибирского писателя В.Дворцова, а также полемическую статью А.Загрибельного “По гамбургерскому счету” (О хлебе насущном на казахстанской литературной кухне).
В следующих номерах журнала читатель сможет познакомиться с творчеством таких писателей, как орловец И.Рыжов, оренбуржец П.Краснов, тамбовчанин Н.Наседкин, вятич Е.Шишкин, джамбулец С.Копылов, вологжане А.Цыганов и Д.Ермаков, орловцы Ю.Оноприенко и Ю.Шорохов.
Все мы — представители школы критического реализма, все мы лишены присущего новомодному постмодернизму инфантилизма, книги наши расходятся, имеют общественный резонанс. Ибо в основе наших произведений лежит гуманизм и опять-таки все тот же критический реализм. Все мы — поколение послевоенное, дети фронтовиков, потому долг свой перед Родиной видим в служении ей нашим пером и нашим сердцем. Рассказать правду о современной России и русскоязычной эмиграции — вот главная задача, которая стоит перед членами группы “17”, русскими интеллигентами 21 века.
27.11.04