Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 8, 2019
«Время – деньги», гласит известная пословица. И того, и другого всегда не хватало, а что касается времени, его недостаток стал особенно заметен именно сейчас. Подробно этот феномен рассматривается в книге Джуди Вайсман «Времени в обрез: ускорение жизни при цифровом капитализме» (пер. с англ. Н. Эдельмана; под науч. ред. С. Щукиной. – М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2019. – 304 с.). Конечно же, объективно (если можно так сказать) время протекает всегда одинаково, и речь идет только о субъективном его переживании – но на само это «темпоральное» ощущение влияет ряд внешних факторов, которые автор и подвергает всестороннему анализу.
Технический прогресс приводит порой к парадоксальным результатам. Например, глобальная автомобилизация, имевшая целью экономию времени за счет увеличения скорости передвижения, породила дорожные пробки, в которых времени теряется значительно больше. А многообразие новых форм коммуникации (электронная почта, сотовые телефоны, мессенджеры и т.д.), с одной стороны, сделало социальную среду более комфортной с точки зрения оперативности разного рода контактов, но с другой – ощущение постоянного нахождения «на возможной связи» порождает состояния, которые с точки зрения психологии можно оценить как скорее негативные.
Мы всегда считали (ну, или точнее, нас так учили), что благодаря технологическому развитию разнообразные умные машины освободят нас от обременительных рутинных занятий, а вследствие сокращения времени, уходящего на работу, будет появляться все больше и больше времени свободного, которое мы будем посвящать творчеству, саморазвитию и приятному досугу. Однако в новой коммуникационной среде границы между разными «сегментами» времени (рабочим, личным, «домашним») оказались размыты. Так, все чаще предметом иронии становится такой род совместного времяпрепровождения, при котором общение между родными и друзьями заменяется их общением со своими гаджетами. Возможность занятости в удаленном доступе также порождает ожидание потенциального вторжения рабочего времени в свободное. А наличие разнообразных информационных каналов (телевидение, Интернет, мессенджеры) приводит к тому, что часто эти каналы используются одновременно. Итогом становится ощущение постоянной «измотанности» – т. е. эффект от внедрения технических новшеств оказывается диаметрально противоположным задуманному: доля свободного времени не увеличивается, а вместо этого наше «темпоральное» сознание переходит в некий новый, размытый регистр.
По мнению Джуди Вайсман, такая ситуация вполне закономерна. Конечно, технический прогресс – необходимый для изменений фактор, тем более что движим этот процесс сознательными усилиями людей. Однако главной в итоге становится динамика социального развития, порождающая необходимость именно в такого, а не иного рода изменениях. Гаджеты сами по себе не меняют общество (равно как не меняют его сознательные решения отдельных личностей); важно прежде всего то, что существуют некие (сверхперсональные) потребности социума как целого, определяющие, как те или иные технические новации будут использоваться и адаптироваться под его нужды. Каким бы ни хотел видеть будущее каждый из нас, оно станет таким, каким оно необходимо для всего общества в его эволюции.
А что касается денег, то у каждого из нас по отдельности их, конечно, тоже всегда «в обрез». Однако, опять же, для социума в целом «больше» не значит «лучше» – ведь количество денег в обороте определяется тем, сколько их необходимо для нормального функционирования мировой экономики. А что она представляет собой сегодня, можно узнать из книги Даршини Дэвид «Доллар всемогущий» (пер. с англ. Н. Головина, М. Кленницкой. – М.: Синдбад, 2019. – 304 с.), снабженной подзаголовком «Как работает экономика глобализованного мира».
Конечно, большинство крупных финансовых операций осуществляется сегодня в электронном виде, однако для того чтобы сделать повествование наглядным, автор выбирает для него форму своего рода травелога, отпуская своего героя – однодолларовую банкноту – в кругосветное путешествие по ключевым географическим точкам планеты.
Стартует это путешествие, понятное дело, в США, где эта банкнота печатается (каждый день появляется 17 миллионов новых однодолларовых купюр). Поскольку американский рынок наводнен сейчас товарами, произведенными в Китае (который Дэвид называет «храмом низких цен и бесконечных предложений»), то первый отрезок пути доллар проделывает именно туда. Для скапливающейся в Китае долларовой массы ищутся выгодные инвестиционные проекты, и поэтому купюра-путешественница отправляется в Нигерию, чтобы быть вложенной в строительство железных дорог.
Нигерийцы потребляют в год пять миллионов тонн риса, но внутреннее производство не обеспечивает потребностей страны, и поэтому наш блуждающий доллар используется для оплаты риса, импортируемого из Индии. Для развития инфраструктуры своего сельского хозяйства Индии необходимы большие объемы энергии, и доллар направляется на оплату топлива, ввозимого из Ирака. Ближний Восток с его постоянными военными конфликтами нуждается в оружии, и доллар, полученный от продажи топлива, идет на закупку оружия в России.
Производитель оружия, в свою очередь, в поисках вложения вырученных от его продажи средств обращает свое внимание на рынок недвижимости – и самые выгодные варианты покупки жилья находит в Германии. Немецкий торговец недвижимостью размещает полученные средства в крупнейшем финансовом центре мира – Англии, – где и оказывается наш доллар. Ну а там финансовый трейдер, собирающийся в деловую поездку, оплачивает этим долларом бронь в американском отеле. Круг замыкается.
Конечно же, описание подобного маршрута – это просто иллюстративный сюжетный прием, однако при всей его условности мы в итоге получаем некое представление о динамике денежной сферы в ее соотношении со сферой производства, а также о приблизительной структуре мирового разделения труда. Безусловно, реальная картина значительно сложнее, а мир регулярно сотрясают финансово-экономические кризисы, неизбежные, хотя чаще и непредсказуемые (впрочем, и о них в книге тоже идет речь). Однако для массового читателя полезна и такая, пусть слегка поверхностная, но профессиональная (автор – экономический обозреватель BBC News) аналитика.