Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 7, 2013
“Кризис” — одно из ключевых слов последних лет. И на вопрос о том, есть ли из него выход, уверенно отвечает лауреат Нобелевской премии по экономике (получивший ее в том самом “кризисном” 2008 году) Пол Кругман: в русском переводе его последняя (2012) книга называется Выход из кризиса есть! (перевод с англ. Ю. Гольдберга. — М.: Азбука Бизнес, Азбука-Аттикус, 2013. — 320 с.). Английское название, впрочем, имеет несколько иную модальность: End this depression now! — это не утверждение, а призыв, обращенный к тем, кто обладает реальными инструментами преодоления кризиса. И хотя действия, которые предлагает Кругман, непрофессионалам могут показаться парадоксальными, они, тем не менее, имеют глубокие теоретические обоснования в трудах классических экономистов.
Естественным для борьбы с кризисом представляется стремление “затянуть пояса”, введение режима экономии и сокращение государственных расходов. Кругман же, основываясь прежде всего на идеях Джона Кейнса, показывает, что такая стратегия ведет к стагнации и, соответственно, к углублению кризиса; для того же, чтобы дать толчок эффективному развитию, требуется как раз рост расходов. Понятно, что стимулирование экономики посредством увеличения денежной массы может быть чревато инфляционными процессами, однако привычные монетаристские рецепты ее сжатия проблему не решают, а усугубляют.
В рамках краткого обзора нет возможности обсудить собственно экономические аспекты проблемы кризиса; но ключевой аспект, который выделяет Кругман, выходит за рамки экономики и является скорее социально-психологическим — речь идет о гармонизации индивидуальных интересов отдельных участников рынка с интересами общесистемными. О чем идет речь? — спрашивает Кругман. — О простом факте: ваши расходы — это мои доходы, а мои расходы — ваши доходы. Разве это не очевидно? Оказывается, для многих, кто облечен властью, нет. Если бы все — как отдельные индивиды, так и государство — руководствовались в своих действиях солидарной ответственностью, то каждый из них смело бы расходовал свои деньги, будучи уверенным в том, что они вернутся к нему в виде доходов. А вот экономия, бережливость и ограничение расходов во многом вызваны состоянием неуверенности в такого рода кругообороте — и динамичному развитию экономики это вовсе не способствует. То есть кризис — равно как и разруха — прежде всего в головах; но если рядового индивида невозможно принудить к тому, чтобы действовать солидарно со всем обществом, то “солидарный” шаг должны сделать власти — ведь в их силах создать новые рабочие места и стимулировать потребительский спрос.
Не только экономическое благосостояние отдельных стран, но и выживание всей цивилизации зависит от выработки нового мышления — прежде всего социального и экологического. Принцип человеческой кооперации вместо борьбы — так называется одна из последних глав книги Фактор пять. Формула устойчивого роста: Доклад Римскому клубу, написанной коллективом авторов во главе с президентом Вуппертальского института климата, окружающей среды и энергии Эрнстом Ульрихом фон Вайцзеккером (перевод с нем. С. И. Деркунской. — М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2013. — 368 с. — серия “Идеи для мира”). Авторы пишут: Чтобы обеспечить условия, привычные для современного среднего американца, семи миллиардам жителей Земли потребуется пять таких планет. Поэтому реальных альтернатив две: сохранить высокий уровень жизни лишь для жителей США и нескольких миллионеров в других уголках мира, а остальным согласиться на худшие условия — или создать технологии “фактора пять”, соответствующие инфраструктуры и выработать привычки, позволяющие в пять раз снизить объем потребляемой энергии и ресурсов.
Конечно, поставленная задача слегка напоминает известное намерение за двадцать лет построить коммунизм. И тем не менее она оказывается вполне реальной, если рассматривать ее в ряду так называемых циклов Кондратьева, при помощи которых можно описать развитие цивилизации примерно с 1770 года, когда началась ранняя механизация. С тех пор мир пережил четыре полных примерно полувековых технологических цикла (связанных с появлением и развитием таких новаций, как железная дорога, электричество, автомобили, нефтехимия, авиация, электроника и т. д.), а сейчас находится на пике пятого цикла, определяемого прежде всего прогрессом информационных технологий.
Будущий шестой цикл должен стать “зеленым”, то есть связанным с радикальным повышением ресурсоэффективности и развитием возобновляемой энергетики. И именно сейчас наступает время решения проблем, связанных с вхождением в этот цикл, причем ключевым здесь опять же является проблема баланса между государством и рынком: тенденции последней четверти века (снижение роли государства и погоня прежде всего за рыночной прибылью) должны быть преодолены.
Книга иранца Резы Калили Время предавать (перевод с англ. — М.: Рид Медиа, 2013. — 320 с. — серия “Political animal”. “Политическое животное”) не имеет, казалось бы, прямого отношения к глобальным экономическим проблемам: это всего лишь (как гласит подзаголовок) Реальная история агента ЦРУ, внедрившегося в Корпус стражей Исламской революции. Она, однако, способна подтолкнуть к рефлексии по поводу той же проблемы взаимодействия личного и социального — а также патриотического и космополитического. Молодой исламист, которого привела в элиту революция, свергнувшая власть шаха, разочаровывается в режиме аятоллы Хомейни и по собственной инициативе начинает работать на американскую разведку, убеждая себя в том, что именно это будет способствовать благу его родины. Поскольку рассказ идет от первого лица, то мы с понятным сочувствием наблюдаем за полной опасностей и риска двойной жизнью героя, тем более что его мотивация своих поступков вполне позитивна — ведь он убежден, что находится на стороне Добра и борется со Злом. Хотя объективно мы и здесь сталкиваемся с одним из типичных актуальных кризисов: кризисом социальной идентичности.