Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 10, 2011
Польша: литература факта
«Мы — против литературы вымысла, именуемой беспристрастной, мы — за примат литературы факта», — в 1929 году объявили члены творческого объединения ЛЕФ (куда входили, в частности, В. Маяковский, Н. Асеев, А. Крученых) в предисловии к сборнику теоретических и критических статей «Литература факта». С тех пор понятие «литература факта» утвердилось у нас в научном обиходе; оно чрезвычайно широко и не лефовцами придумано; к какой категории, например, отнести «Гибель Помпеи» Плиния Младшего? Или биографический жанр — Лев Толстой даже говорил: «Моя биография ценнее всех томов выдумки, которые я написал». В Советском Союзе литература факта расцвела в 20-е годы; в сегодняшней России — конечно, иначе трактуемая — она едва ли не вытесняет из обихода беллетристику; то же самое мы видим сейчас в Польше. Польский словарь литературных терминов определяет литературу факта как современное направление документального характера, «обычно частично беллетризованное, основная цель которого — достоверный отчет о подлинных событиях». Критика ввела эту категорию в годы существования независимого польского государства (1918-1939 годы — так называемый межвоенный период). В 30-е годы активно развивалась «репортерская повесть», тесно связанная с литературным репортажем, в качестве отдельного жанра сформировавшимся во второй половине XIX века. В Народной Польше на первый план вышел «производственный репортаж», но после «польского октября» 1956 года (когда произошла смена внутриполитического курса, связанная с перестановками в партийной верхушке и либерализацией политической системы) началась «золотая эпоха» литературы факта. И если во второй половине ХХ века бывало по-разному, то в XXI столетии «золото» не только не потускнело, но блестит все ярче. Поэтому редакция ИЛ решила познакомить своего читателя с тем, что сейчас происходит в Польше в этой области.
Все представленные в номере материалы имеют документальную основу — даже те, которые числятся по разряду художественных произведений (роман, пьеса). А в репортажах заметны черты набирающей все большую популярность гонзо-журналистики — основанного американским писателем и журналистом Томасом Хантером направления, отличающегося глубоко субъективным характером: репортер здесь выступает в качестве непосредственного участника описываемых событий, используя свой личный опыт для того, чтобы подчеркнуть их смысл, и не скрывая собственного к ним отношения.
Перед редакцией стоял трудный выбор: подобного рода материалов множество, но журнальный объем диктует свои законы — пришлось себя ограничивать. Мы постарались уместить на заданном количестве страниц наиболее характерную и выразительную часть — к сожалению, небольшую! — того лучшего, что предлагает сегодня читателю польская литература факта.
К. Старосельская,
составитель номера