Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 5, 2006
Русские о Сербии и сербах: Т. 1. Письма, статьи, мемуары / Сост. А. Шемякина. — СПб.: Алетейя, 2006. — 684 с. — (Bibliotheca Serbica). 1000 экз. (п)
Отличный сборник заметок русских путешественников о Сербии. С начала 1860-х и по 1916 год, от Ивана Аксакова до Льва Троцкого. Что же это за страна, если по населению и по площади она меньше нашей Орловской области? И что же это за государство, если в столице кафедральный собор, как церковь в русском уездном городе? Таков был общий тон русских отзывов о Сербии во второй половине XIX века. Путешественников интересовало все: состояние дорог и финансов, уровень подготовки чиновников и степень трудолюбия крестьян. Есть в сборнике и заметки русских добровольцев и журналистов о сербо-турецкой войне 1876-1878 годов, Балканских войнах и Первой мировой.
Сербия о себе / Сост. М. Йованович. — М.: Европа, 2005. – 520 с. — (Евросток). 1000 экз. (о)
Еще одна книга про Сербию, но на этот раз о себе рассказывают сами сербы. Здесь собраны статьи, написанные сербскими историками, политологами и экономистами за последние 15 лет. Можно узнать, как в Белграде видели свое будущее в начале 1990-х и какие прогнозы сбылись, а какие — нет. Сербы привыкли считать себя народом-жертвой. 500 лет османского ига, притеснения австрийцев, колоссальные потери во время обеих мировых войн, неподчинение Сталину. И всегда мир им аплодировал. Но вот после начала гражданской войны в Югославии европейские интеллектуалы объявили сербов врагами человечества.
Круми Э. Музыка на иностранном. — М.: АСТ, АСТ Москва, Транзиткнига, 2006. — 320 с. — (The bestseller). Тираж не указан. (п)
На первый взгляд перед нами альтенартивная история. По версии Круми, в годы Второй мировой войны Англия была захвачена немцами, а после освобождения к власти пришли коммунисты и последовал период жестокой диктатуры. Главный герой-физик эмигрирует в Италию, где долгие годы пытается писать роман. О двух друзьях, которые когда-то сочинили антиправительственный памфлет, через много лет эта история всплыла и теперь ими занялась британская ЧК… Круми намешал в этой истории много всего, однако читать эту книгу очень легко. Иногда, впрочем, не сразу понимаешь, о какой из параллельных реальностей идет речь.
Башир А., Суннано Л. С. Ближний круг Саддама Хусейна / Пер. с норвеж. — СПб.: Амфора, 2006. — 462 с. — (Кольцо власти). 3000 экз. (п)
Саддам Хусейн глазами личного врача. Доктор Ала Башир лечил Хусейна и всю иракскую верхушку несколько десятков лет и теперь раскрывает нам тайны багдадского режима. В конце 1970-х Ирак был процветающей страной благодаря торговле нефтью. После войны с Ираном на улицах Багдада появились первые нищие, а после «Бури в пустыне» люди в Ираке стали умирать от голода. Но чем хуже было простым иракцам, тем больше богатела элита. Больше всех воровал старший сын Саддама Удей. В итоге, когда американцы вторглись в Ирак, режим Хусейна рухнул как карточный домик. Кажется, все это хорошо известно, но взгляд изнутри, да еще такого осведомленного человека, как личный врач диктатора, дорогого стоит. Добавим, что к пациенту своему он никакой симпатии не питает и не стремится оправдать его.
Ришар П.Как рыба без воды. Мемуары наизнанк. / Пер. с фр. А. Беляк. — М.: FreeFly, 2005. – 176 с. – (Роман с жизнью). 3000 экз. (п)
У трагического актера и воспоминания получаются трагическими, с надрывом, а клоун и в мемуарах остается клоуном. Книга Пьера Ришара больше похожа на сборник анекдотов о самом себе. Или, вернее, скетчей. Собственно, это и есть скетчи — недаром уже несколько лет Ришар по своим мемуарам играет моноспектакль. Высокий Блондин рассказывает про то, как он нашел свой желтый ботинок, а также про то, как один из фильмов снимался в тюрьме и было сделано столько дублей, что даже зэки посочуствовали несчастному Ришару.
Сильвен Д. Тайна улицы Дезир / Пер. с фр. А. Кожиной. — М.: Иностранка, 2005. — 363 с. — (Лекарство от скуки). 7000 экз. (п)
Как написать хороший детектив? Оказывается это не так-то и сложно. Достаточно воспользоваться старыми проверенными приемами, а главным героем сделать человека необычного и колоритного. Знаете, есть такой тип детективных романов, где следствие ведет старый бывалый да еще и крутой полицейский в отставке? Ну, так вот, в этой книге именно такой главный герой. Вернее — героиня. Отставной комиссар Лола Жост, Майк Хаммер в обличии толстой старухи. Мисс Марпл в супертяжелом весе и с манерами крутого Уокера. Впрочем, и во всем остальном это отличная книга.
Шартье Р. Письменная культура и общество / Пер. с фр. И. Стаф. — М.: Новое издательство, 2006. – 272 с. – (А). Тираж не указан. (о)
Сборник статей знаменитого французского историка Роже Шартье, посвященных истории письма, а также книги и их влиянию на историю человечества. В первые века нашей эры на смену книге-свитку пришла традиционная книга-кодекс, состоящая из сшитых тетрадок. Свиток держали двумя руками, книгу-кодекс можно класть на стол – значит ее проще переписать. Благодаря этому ноу-хау ускорилось распространение христианства. Через полторы тысячи лет изобретение книгопечатания немало помогло успеху протестантизма, а в XVIII веке с легкой руки Руссо появилась массовая литература и очень быстро читающие французы свергли у себя монархию. Сегодня мы стоим на пороге новой революции: библиотеки переводят все больше книг в цифровой формат и скоро литературное наследие человечества будет доступно любому пользователю интернета. Вот только какими социальными потрясениями обернется эта революция?
Коль И.-Г. Москва 1837-1841. Записки путешественника / Сост., вступ. ст. Курта Шарра; Пер. с нем. Ксении Шарр. — М.: Русская жизнь, 2005. – 312 с.
Описание России, которое уроженец Бремена Иоганн Георг Коль (1808-1878) выпустил по-немецки в 1841 г. На русский язык переведена впервые. Коль впоследствии стал профессиональным географом, и этот взгляд профессионала, внимательного к топографии и статистике, заметен уже в раннем его сочинении. В то же самое время Коль – наблюдатель, чрезвычайно внимательный к мелочам, которые от сухого ученого обычно ускользают. Его описания толкучего рынка и торговых рядов, русской манеры торговать (немцы и англичане считают выручку, а русские усаживаются пить чай с пряниками) и русской манеры питаться (русские едят больше огурцов и пьют больше огуречного рассола, чем любой европейский народ) создают у читателя настоящий эффект присутствия. А превосходные литографии того времени, которыми книга проиллюстрирована, этот эффект довершают.
Пеги Ш. Избранное: Проза. Мистерии. Поэзия / Пер. с фр. С. С. Аверинцева, Ю. А. Гинзбург, Л. А. Зандера, Н. А. Струве. — М.: Русский путь, 2006. — 400 с.
Сборник сочинений французского христианского мыслителя и поэта начала ХХ века Шарля Пеги (1873-1914), чей жизненный путь оборвался на фронте во время Первой мировой войны. Первая книга русских переводов Пеги вышла в Санкт-Петербурге в 2001 году, но современное издание — более полное, в нем представлены разные жанры: и проза (статьи на религиозные и философские темы), и поэзия, и написанные своего рода поэтической прозой мистерии (“О милосердной любви Жанны д’Арк”, “О второй добродетели”, “О младенцах Вифлеемских”). Издатели объясняют свое обращение к творчеству Пеги тем, что в эмиграции многие русские богословы и мыслители услышали в его сочинениях “пророческий голос, близкий по своему звучанию к православию”. Впрочем, искренность чувства и резкость мысли, смелость поэтических образов и оригинальность интонации Пеги способны тронуть даже агностиков.
Мур К. Самый глупый ангел. Трогательная сказка о рождественском кошмаре: Роман / Пер. с англ. М. Немцова. — М.: Фантом Пресс, 2006. — 320 с. — (Зебра). 4000 экз. (п)
Для тех, кто читал предыдущие вещи Кристофера Мура, просто скажу: здесь действуют герои, оставшиеся в живых после «Ящера страсти в бухте грусти» и «Практического демоноводства». А также ангел из романа «Агнец». Тех, кто не знаком со словосочетанием «Кристофер Мур», введу в курс дела. Горе тебе, Вавилон, город крепкий. Идет на тебя самый глупый в мире ангел Разиил. В роли Вавилона в данном случае выступает калифорнийский поселок городского типа Хвойная Бухта. Там и так у всех давно крыша поехала, но нынешнего рождественского чуда Разиила им уже точно не пережить.