Вступление В. Бернацкой
Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 4, 2006
Перевод В. Бернацкая
ДНЕВНИКИ [1]
В марте этого года Джону Фаулзу исполнилось бы восемьдесят лет. До юбилея он не дожил нескольких месяцев. Отдавая дань памяти одному из самых известных современных прозаиков, мы публикуем фрагменты из его «Дневников».
Фаулз назвал «Дневники» своим «последним романом». Читателю, который знает писателя по его замечитаельным книгам «Коллекционер» (1963), «Волхв» (1965), «Любовница французского лейтенанта» (1969), Дэниел Мартин» (1977), «Червь» (1986) и др., — такое заявление может показаться странным. Ведь дневниковые записи – и дневник как целое – это в первую очередь объективный и более или менее полный отчет о жизни человека, а не художественное произведение, создаваемое и существующее совсем по иным законам. И что не менее важно – рассчитанное на совсем иной настрой читательского восприятия. Однако здесь следует вспомнить слова самого Фаулза, утверждавшего, что настоящий роман не несет в себе никаких философских или научных истин, давая только «ощущение жизненной правды».
Дневники, составившие первый том (фрагменты из которого мы публикуем), Джон Фаулз начал вести на последнем курсе Оксфордского университета. Правда, дневниковые записи он делал и прежде, однако они, по его мнению, отличались «наивностью и незрелостью» и поэтому не заслуживают внимания. Заканчивая Оксфорд Фаулз впервые по-настоящему задумался о своем месте в жизни. Тогда же в нем созрело твердое желание стать писателем. Это стало его главной целью. После окончания Оксфорда Фаулз год преподавал в университете французского города Пуатье, затем получил место учителя в престижной школе на прекрасном греческом острове Спеце.
Джон Фаулз отличался невероятной широтой увлечений – он был орнитологом, натуралистом, путешественником, садовником, музыкантом, киноманом, книжником, собирающим раритеты. Сам он называл сочетание столь разных своих ипостасей «клубом Джона Фаулза». И все эти персонажи появляются на страницах «Дневников», хотя главную роль в «клубе», конечно же, играет Фаулз-писатель, и читатель, знакомомый с творчеством Фаулза, найдет в записях источники сюжетов и прототипы героев будущих романов.
Связь между Фаулзом-романистом и Фаулзом-автором дневников помогают понять следующие его слова: «Дневник может показать людям, кто ты и кем был на самом деле. Альтернатива этому — не писать совсем или создавать что-то вроде безжизненного, лишенного листьев сада».
(См. далее бумажную версию)