Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 3, 2006
Свиньин П. Американские дневники и письма (1811-1813). — М.: Парад, 2005. — 559 с. — 800 экз. (п)
Павел Петрович Свиньин (1787-1839) был известен как великий враль, Александр Сергеевич Пушкин сочинил про «Павлушу» ядовитую сказочку «Маленький лжец», а Гоголь называл его прототипом Хлестакова. Однако именно Свиньин оставил потомкам одно из первых русских описаний Соединенных Штатов Америки, недавно получивших независимость. Свиньин был секретарем генерального консула в Филадельфии, в Новом Свете он провел два года, объехал немало американских городов (хотя тогда их было гораздо меньше, чем сейчас) и рассказывал про тамошние нравы, пейзажи, состояние промышленности и экономики в дневниках и письмах, которые долгие годы лежали в архиве города Костромы, а теперь доступны каждому, кто успеет купить один из восьмиста экземпляров этой книги.
Таньшина И. Политическая борьба во Франции по вопросам внешней политики в годы Июльской монархии: Монография. — М.: Прометей, МПГУ, 2005. — 512 с. — 500 экз.
Редкая книга бывает посвящена Июльской монархии (1830-1848), так уж сложилось, что времена правления Луи-Филиппа Орлеанского не в чести ни у нас, ни во Франции. Меж тем последствия внешней политики тех лет французы чувствуют на себе до сих пор. Ведь как раз при Июльской монархии был завоеван Алжир. Впрочем, были и другие важные проблемы — отношения с Англией, Бельгия и ее независимость, Ближний Восток, Китай и, конечно, стремление дипломатов добиться признания Луи-Филиппа королем, равным его коронованным "коллегам". А то, скажем, наш Николай I так ни разу и не назвал Луи-Филиппа братом, как того требовал этикет, ибо считал узурпатором. Тому, как все эти вопросы решались во Франции, посвящена подробная и обстоятельная книга И.Таньшиной.
Бидструп Х. 200 лучших работ. Рисунки. — М.: ИМД, 2006. — 208 с. — (Рисунки признанных мастеров). 5000 экз. (п)
Любите ли вы Бидструпа так, как люблю его я? Да, он был коммунистом и его карикатуры предельно политизированы, но это не отменяет того факта, что Херлуф Бидструп — замечательный художник. Всего несколькими штрихами он мог передать характер человека, изобразить всю его жизнь — смешную или трагическую. Над капиталистической повседневностью Бидструп, конечно, издевался, но все равно в советское время его рисунки были редким окном на Запад, позволявшим хоть краешком глаза взглянуть на европейский быт. В этот сборник вошли как известные карикатуры Бидструпа, так и те, что в советское время не издавались.
Де Голль Ш. На острие шпаги / Пер. с франц. О. Дубицкой. — М.: Европа, 2006. — 240 с. — (Идеологии). 2000 экз. (о)
Шарль де Голль излагает свою программу и свое кредо. Эти работы были написаны в 30-е годы, когда он еще не был ни президентом, ни генералом, а был простым полковником. Настоящим полковником. Убеждения его к тому времени сформировались настолько, что он решил изложить собственные взгляды на управление армией и государством на бумаге. Решил рассказать соотечественникам, что нужно делать и чего делать не нужно. Правда, ни до Второй мировой, ни в 1940-е годы французы советам генерала не следовали. И только в конце 1950-х вспомнили о нем и выбрали его президентом — спасать отечество. Многие рекомендации де Голля пригодятся и нам.
Кучок В. Дряньё (антибиография): Роман / Пер. с польского. Ю. Чайникова. — — М.: Новое литературное обозрение, 2005. — 176 с. — (Современное европейское письмо. Польша) Тираж не указ. (о)
Очень мрачная книга молодого польского писателя Войцеха Кучока про самую несчастливую семью на свете. Рекомендуется всем жестоким родителям, которые практикуют семейные наказания как форму проявления отеческой или материнской любви (может, наконец одумаются?). Стоит также отметить, что «европейское письмо» у Кучока очень тщательное, в итоге у каждого героя своя манера говорить, свои словечки и своя манера строить фразы, и тут уж старайся ни старайся, хитри ни хитри, а все вылезет наружу — и характер, и тайные помыслы, и отношение к окружающим.
Александрия. Жизнеописание Александра Македонского. — М.: Айрис-Пресс, Айрис-Дидактика, 2005. — 512 с. — (Библиотека истории и культуры). 5000 экз. (п)
Сербская версия столь популярной в Средневековье истории об Александре Македонском, одна из самых популярных светских книг догутенберговской эпохи. Александр здесь — это тот, который полмира завоевал, народы Гог и Магог в горах до Судного дня запер, на дно морское в бочке спускался и на гиппогрифах на небо летал. В новом издании воспроизводится рукописный список XVII века, а также свыше восьмидесяти средневековых миниатюр. Кстати, в русскую культуру легенда об Александре Македонском пришла именно из православной Сербии.
Гериттсен Т. Хирург: Роман / Пер. с англ. И. Литвиновой. — М.: Книжный клуб 36.6, 2005. — 320 с. (п)
Люди любят читать про кровавых маньяков. Меня всегда поражала популярность книг о расчленителях, а особенно меня волнует душевное состояние автора, который сладострастно описывает людоедов и серийных убийц. По-моему, у них самих что-то не в порядке с психикой. В оправдание Тесс Гериттсен скажу, что триллер про господина, который залезал в дом к женщинам, привязывал их скотчем к кровати, вырезал у несчастных матку, а затем убивал их, и про то, как его ловила мужественная, но не знакомая с простым женским счастьем детектив Джейн Риццоли, написан крайне увлекательно. Хотя местами уж больно смахивает на «Молчание ягнят» как сюжетом, так и приемами завоевания женской аудитории. Ни одна дама не захочет оказаться на месте хирурговых жертв, но какая дама не захочет почитать про приключения крутой женщины, которая не дает мужикам спуску и все время доказывает им и в первую очередь себе, что она ничуть не хуже!