Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 5, 2005
Бёлль Г. Письма с войны / Пер. с нем. И. Солодуниной. — М.: Текст, 2004. — 207 с. 3000 экз. (п)
В литературной энциклопедии писательский дебют Генриха Бёлля (кстати, в свое время открытого отечественному читателю именно “Иностранной литературой”) датирован 1947 годом. Однако сейчас перед нами еще более ранние тексты писателя — его письма жене из армии, куда он был призван в годы Второй мировой войны. Непосредственно в боевых действиях будущий Нобелевский лауреат участвовал всего четыре недели, в основном же служил в разных гарнизонных частях. Но ужасы войны ему видеть довелось и он свидетельствовал: “Война отвратительна, беспощадна и бесчеловечна, я просто не могу подобрать подходящие для нее определения <…>. Я уже привык, проходя мимо убитого, не важно немец это или русский, произносить: ▒Благослови Бог душу твою!’ Ах, как же беден человек!”
Луи де Лонг. Пятая колонна в Европе / Пер. с англ. И. Диаконова. — М.: Вече, 2004. — 384 с. 5000 экз. (п)
Словосочетание “пятая колонна” появилось во время гражданской войны в Испании (1936-1939): франкисты четырьмя колоннами наступали на республиканский Мадрид, “пятая колонна” должна была атаковать защитников города с тыла. Потому что “пятая колонна” — это сочувствующие Франко жители Мадрида. В годы Второй мировой войны практически во всех странах Европы нашлась своя “пятая колонна”. Голландский ученый Луи де Лонг — крупный специалист по этой проблеме, настолько крупный, что уже после окончания войны написал для ООН специальный доклад на тему “пятой колонны”, который впоследствии переработал в книгу.
Шлегель К. Берлин, Восточный вокзал. Русская эмиграция в Германии между войнами (1918-1945) / Пер. с нем. Л. Лисюткиной. — М.: Новое литературное обозрение, 2004. — 632 с.
Берлинский Восточный вокзал — как культурно-исторический феномен. Книга Карла Шлегеля — пионерское историко-географическое исследование и притом настоящий гимн месту, гимн Берлину как городу, где встречаются Восток и Запад. В 1920-е годы Азия начиналась с Восточного вокзала. Путешественник, который отправлялся в Россию, садился в поезд на берлинском перроне, и вскоре европейский пейзаж — горы, холмы и леса — сменялся бесконечной русской равниной, а там уже и до половецких степей недалеко. Через этот самый Восточный вокзал в 1917 году проезжали в пломбированном вагоне революционеры во главе с Лениным, по тому же маршруту отправлялись смотреть на советскую Россию Ромен Роллан, Лион Фейхтвангер и прочие интеллектуалы, во время Второй мировой отсюда шли на восточный фронт эшелоны с немецкими солдатами. А потом, перед Потсдамской конференцией, именно сюда спецсостав доставил Сталина. После войны Восточный вокзал потерял свое значение и был перестроен. Вместе с ним ушла целая эпоха, описанная в книге.
Бокман Х. Немецкий орден: Двенадцать глав из его истории / Пер. с нем. В. Матузовой. — М.: Ладомир, 2004. — 273 с. 2000 экз.
Говорим “Немецкий орден” — подразумеваем “Пруссия”. В нашей историографии Немецкий орден обычно называют Тевтонским. Это тот самый орден, который в XIII в. захватил земли балтийского племени пруссов, что жили между Вислой и Неманом, и основал там свое государство. Это тот самый орден, войска которого были разбиты польско-литовско-русской армией в знаменитой Грюнвальдской битве, которую немцы обычно именуют сражением при Танненберге. Наконец, это тот самый орден, один из магистров которого однажды принял протестантство, секуляризовал орденские земли и стал основателем государства под названием Пруссия. И обо всем этом подробно, документированно рассказывает знаменитый историк Хартмут Бокман.
Вэст Э. Первая мировая война. Иллюстрированная история / Пер. с англ. А. Колина, Я. Колиной. — М.: Эксмо, 2005. — 256 с. — (Энциклопедия военной истории). 4000 экз. (п)
В год шестидесятилетия со дня окончания Второй мировой войны издательство “Эксмо” вспомнило о другой мировой войне и выпустило посвященную ей иллюстрированную книгу. Фотографии в этом издании превосходные: самая настоящая окопная правда. Содержание же — в том, что касается собственно военной темы, — оставляет желать лучшего, но есть и вещи по-настоящему ценные: например, здесь рассматриваются социальные последствия Первой мировой, о чем отечественные историки пишут редко.