Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 11, 2003
БРАЗИЛИЯ
“Титаник” от культуры
Рио-де-Жанейро. Бухта Гуанабара. У причала — необычное судно. Оно напоминает гигантскую подводную лодку — 400 метров в длину, 85 в ширину, — которая наполовину погружена в воду. С берега на судно ведет стеклянный туннель, над которым плещутся морские воды. Вход украшает огромное панно из алюминия. Примерно такую картину увидят первые посетители бразильского музея Гуггенхайма в 2007 году.
Согласно проекту музей будет состоять из нескольких выставочных помещений. В первом разместятся произведения латиноамериканских мастеров, в шести круглых залах с прозрачными куполами займет место постоянная экспозиция, а для выставок будет отведен зал в форме гигантского цилиндра, который будет венчать квадратная башенка. В здании также предполагается оборудовать несколько суперсовременных аудиторий для международного мультимедийного центра.
Завершат ансамбль декоративные сады-джунгли, многочисленные подвесные дорожки, переходы и закрытые террасы.
Пока музей существует только в виде макета, над которым автор проекта, французский архитектор Жан Нувель, трудился почти два года по заказу американского фонда Соломона Гуггенхайма и мэрии Рио-де-Жанейро.
Фонд Гуггенхайма был основан в 1937 году. В конце 50-х годов при его поддержке в Нью-Йорке соорудили знаменитое здание в форме спирали, в котором и поныне находится музей Гуггенхайма (автор проекта – американец Фрэнк Ллойд Райт).
Затем музеи Гуггенхайма открылись в Венеции, Бильбао, Берлине и Лас-Вегасе. Последний интересен еще и тем, что напоминает гигантский ларец для драгоценностей.
Бразильский музей будет шестым по счету. Надо сказать, что в самой Бразилии совместный замысел фонда и мэрии далеко не всем пришелся по душе. Местные специалисты критиковали проект за “гигантоманию”, находили конструкторские просчеты и недоработки. Директор Императорского бразильского музея, например, опасается, что вся затея окажется “Титаником” от культуры. Настораживают многих и огромные расходы, которые составляют изрядную долю городского бюджета: на данном этапе проект оценен в 190 миллионов долларов.
ВЕЛИКОБРИТАНИЯ
Любимые книги британцев
Каковы литературные вкусы жителей Альбиона? На этот вопрос взялась ответить корпорация Би-би-си, обратившись к телезрителям и радиослушателям с предложением назвать самые любимые книги. Начинание имело успех: в опросе приняло участие почти 140 тысяч человек, которые сообщили о своих литературных предпочтениях по электронной почте и по телефону. В течение нескольких месяцев организаторы акции собирали ответы, а затем на их основе составили список, отобрав сто книг, которые получили наибольшее количество голосов. Результаты оказались более или менее предсказуемыми: перечень возглавили романы Ч. Диккенса и фантастические сочинения Т. Пратчета, а почетное второе место заняла Дж. К. Роулинг с четырьмя книгами о Гарри Поттере. В список книг-победителей вошли произведения разных жанров: “1984” Дж. Оруэлла и “Поправка 22” Дж. Хеллера, “Грозовой перевал” Э. Бронте и “Дневник Бриджит Джонс” Х. Филдинг, “Алиса в Стране чудес” Л. Кэрролла и “Винни-Пух и все-все-все” А. Милна. Опрос, кстати, показал, что Дж. Джойс пользуется популярностью не меньшей, чем Дж. Толкиен.
Неожиданным для организаторов мероприятия стало отсутствие в перечне имен многих крупных писателей как классиков, так и современников: Э. Хемингуэя, Г. Уэллса, П. Вудхауса, И. Макьюэна, М. Эмиса, У. Эко. Произведения зарубежных писателей составили лишь треть списка. При этом любовь англичан заслужила проза Л. Толстого и Ф. Достоевского, а также модные романы П. Коэльо и П. Зюскинда.
Не останавливаясь на достигнутом, корпорация Би-би-си намерена определить “самую любимую книгу” в Великобритании. Для этих целей устроители планируют организовать цикл телевизионных обсуждений произведений, которые вошли в первую двадцатку. В завершение будет проведено голосование среди телезрителей. Оно и определит книгу-победителя.
США
КНИГИ В ОКОПАХ
Как свидетельствует история, в солдатском рюкзаке всегда находилось место для книги — даже на войне солдаты ухитрялись читать. Например, во время Гражданской войны в США особой популярностью пользовался роман Виктора Гюго “Отверженные” — причем как среди северян, так и у южан.
В годы Второй мировой войны при Министерстве обороны США был образован специальный отдел, который наладил выпуск так называемой “Библиотечки солдата”. Издания из этой серии печатались крупным шрифтом на дешевой тонкой бумаге, и благодаря небольшому формату легко помещались в карман брюк или рюкзака. В магазинах они стоили всего 5 центов, а солдатам выдавались бесплатно. С 1943-го по 1947 год по заказу Пентагона было напечатано около 1300 наименований книг общим тиражом около 120 миллионов экземпляров. Диапазон авторов был весьма широк – от Гомера до Марка Твена и Вирджинии Вулф.
Недавно американцы решили возобновить выпуск подобных книг. Организатором выступил филантроп по имени Эндрю Кэрролл, а некий анонимный “корпоративный спонсор” вызвался профинансировать акцию. Большую часть тиража предполагается переправлять на Ближний Восток, где еще недавно находилось почти четверть миллиона американских солдат. Пока в списке изданий, одобренном Пентагоном, фигурируют четыре произведения: “Генрих V” Шекспира, “Искусство войны” Сунь Цу, а также два недавних бестселлера – “Медаль славы, или Рассказы о героях от Гражданской войны до наших дней” А. Микаэльяна и “Письма с фронта: переписка американских солдат” самого Э. Кэрролла. Издателям вряд ли удастся включить в серию “Уловку-22” Дж. Хеллера, “На Западном фронте без перемен” Э. М. Ремарка и “Бойню номер пять” К. Воннегута, поскольку, с точки зрения Пентагона, эти романы недостаточно патриотичны и вряд ли смогут укрепить боевой дух военнослужащих.
На фотографии: Солдат за чтением книги
Премия за самое худшее начало романа
Необычный конкурс ежегодно проводит американский университет в Сан-Хосе, присуждая премию за самое худшее начало художественного произведения. Премия названа именем английского прозаика Э. Дж. Булвера-Литтона (1803-1873), автора знаменитых “Последних дней Помпеи” (1834), который также прославился тем, что начал свой роман “Пол Клиффорд” (1830) фразой: “Стояла темная ненастная ночь”. Правила конкурса предельно просты: зачин должен состоять из одного предложения произвольной длины и ранее не публиковаться. Впервые пародийное состязание было проведено в 1982 году по инициативе преподавателя английского языка Скотта Райса, ныне являющегося бессменным председателем жюри. Тогда конкурс проходил в стенах университета и насчитывал всего троих номинантов. Замысел оказался настолько успешным, что мероприятие вскоре вышло далеко за рамки университета и даже приобрело международный статус. В настоящее время конкурс привлекает тысячи желающих, и его освещают крупнейшие американские, британские и канадские газеты и телеканалы. В 1984 году британское издательство “Пенгвин” начало издавать серию сборников под общим названием “Стояла темная ненастная ночь”, в которые вошли стилистические упражнения, вышедшие из-под пера более десяти тысяч незадачливых писателей.
В этом году главную премию (250 долларов) получила Марианна Симс из Алабамы за фразу, в которой она сравнивала угасающую любовь с сыром: “Это была их последняя ночь, они крепко обнимали друг друга, их тела были точно два ломтика сыра, оранжевый и белый, чеддер и моцарелла…”
Как правило, присылаемые на конкурс начала романов представляют собой громоздкие конструкции (иногда более пятидесяти слов), перегруженные придаточными предложениями.
По наблюдению жюри, среди конкурсантов этого года часто встречаются авторы, которые имеют прямое или косвенное отношение к военной службе. Например, нынешняя лауреатка — жена отставного офицера американских ВВС, а Джон Дотсон, получивший вторую премию за описание загона для гусей, — морской офицер.
Конкурс выявил и еще одну любопытную закономерность: во многих текстах упоминались те или иные пищевые продукты. Особенно выразительным жюри нашло сравнение губ с вишней в коктейле и описание свинины как символа домашнего уюта.
ФРАНЦИЯ
ЗАГАДКА ПОСЛЕДНИХ ДНЕЙ ВАН ГОГА
По случаю 150-летия со дня рождения Винсента Ван Гога в Овере открылся мемориальный музей в доме, где прошли последние дни знаменитого художника. В течение нескольких месяцев Ван Гог снимал комнату у доктора Поля Гаше, которого изобразил на двух картинах: одна хранится в парижском музее д’Орсе, другая находится в частной коллекции (ее приобрел некий японский бизнесмен за 82 миллиона долларов).
Последние владельцы дома, американские любители искусства, сохранили бульшую часть обстановки. Теперь, после реставрации, посетители также смогут увидеть крошечную каморку, где художник написал более семидесяти полотен, а также тайник, в котором сын доктора Гаше прятал картины во время Второй мировой войны, в том числе несколько портретов Маргерит, дочери доктора Гаше, которая, по мнению некоторых исследователей, стала причиной роковой депрессии Ван Гога (эту гипотезу, правда, опровергает его переписка с братом Тео).
Ван Гог покончил с собой 29 июля 1890 года, застрелившись из пистолета в деревенской таверне. Сейчас там расположен главный офис Института Ван Гога, среди прочего пытающийся найти объяснение самоубийству, которое художник совершил в зените творческой активности. По мнению сына доктора Гаше Поля, Ван Гог страшился одиночества: доктор Гаше уехал в Париж, а брат Тео собирался отправиться в Нидерланды. Поль считает, что развитие душевного расстройства художника можно проследить, расположив его картины в хронологическом порядке: на них залитый солнцем летний Овер постепенно сменяют мрачные пейзажи.
На ил: Портрет доктора Гаше
По материалам агентства “Ассошиэйтед пресс” [США], газет “Гардиан” [Великобритания] и “Монд” [Франция], еженедельника “Обсервер” [Великобритания].