Филип Рот “Я вышла замуж за коммуниста”
Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 3, 1999
ФИЛИП РОТ
“Я вышла замуж за коммуниста”
Philip Roth. I Married a Communist
Houghton Mifflin Company, 1998
В новой, 23-й по счету, книге известного американского писателя Филипа Рота читатели вновь встретятся с его постоянным героем — Натаном Цукерманом. Два умудренных опытом человека — сам Цукерман и его престарелый учитель Мюррей — рассказывают печальную историю “сердитого еврея” Айры, неистового младшего брата Мюррея, и его жены Евы. Их жизненная драма разыгралась в США в начале 50-х. Это время называли “годами, когда американский народ впервые научился отступать перед жестокостью и обманом”. Рот показывает, как личная жизнь Айры, “маленького американского Сталина”, превращается в пародийную иллюстрацию к марксистской теории. Критики оценили книгу как мастерски написанный, волнующий, порой “дискомфортный” роман, где соседствуют нежность и жестокость, проницательность и насмешка.
ДЖОН УАЙС ДЖЕКСОН, ПИТЕР КОСТЕЛЛО
Джон Станислаус Джойс: Грандиозная жизнь и таланты отца Джеймса Джойса
John Wyse Jackson, Peter Costello. John Stanislaus Joyce: The Voluminous Life and Genius of James Joyce’s Father
St.Martin’s Press, 1998
В рецензии на эту книгу обозреватель “Нью-Йорк таймс бук ревью” особо отметил, что проблема отношений между отцами и сыновьями является ключевым мотивом для культуры ирландского литературного Возрождения. Широко известно, что Джойс писал Леопольда Блума — героя “Улисса” — со своего отца, известного на весь Дублин “артиста от бухгалтерии”, спортсмена, политика, певца, пьяницы и острослова. Тем не менее материалов, по которым можно было бы восстановить подлинный облик и биографию Джона Станислауса Джойса, до нас дошло крайне мало. И все же авторы книги — крупные специалисты по творчеству Джойса — осмелились взяться за эту трудную задачу и, по мнению прессы, сделали все, что могли. Их труд стал настоящим кладезей информации, фактов и легенд о Дублине времен молодости Джойса. Но прежде всего это беспристрастное повествование об ужасной жизни семьи будущего писателя, где царил отец “на улице — ангел, дома — чудовище”, о печальной деградации безусловно яркого и талантливого человека.
ДЖОН ФАУЛЗ
Червоточины: эссе и случайные записи
John Fowles. Wormholes: Essays and Occasional Writings
Henry Holt & Co., 1998
Этот сборник знаменитого английского писателя охватывает 30 лет его жизни, с 1967 по 1997 год. На страницах книги представлено творчество Фаулза во многих литературных жанрах: автобиографические заметки, интервью, юношеские дневники, впечатления об экранизации “Женщины французского лейтенанта”, размышления о Кафке, Конан Дойле, Харди, Голдинге. “В этой книге мы находим все те же разнообразие, изощренную эрудицию, определенность суждений и колдовскую прелесть, что и в художественных произведениях Фаулза. Местами она столь же виртуозно написана” — так отзываются о ней рецензенты, отмечая также, что главным лейтмотивом сборника стали свобода и индивидуальность. Оценки Фаулза часто парадоксальны, и как объясняет сам писатель, называя книгу “Червоточины”, он имел в виду воображаемые “ходы”, позволяющие мгновенно перемещаться из одной отдаленной точки пространства-времени в другую.
ДУГЛАС КОУПЛЕНД
Подруга в коме
Douglas Coupland. Girlfriend in a Coma
Regan Books/Harper Collins Publishers, 1998
Новый роман канадского писателя Дугласа Коупленда, автора знаменитого “Поколения Икс”, критика приняла довольно сдержанно, сравнив манеру его письма с усилиями человека, который пользуется вместо отвертки ножом для масла — “впечатление удручающей неуклюжести”. И все же небезынтересно заметить, что Коупленд вновь пишет о возрастной группе, к которой принадлежали персонажи “Поколения Икс”. Автор прослеживает судьбу шестерых друзей из Ванкувера с 1979 по 1997 год. Финалом повествования становится таинственная эпидемия, уничтожающая все население Земли. Единственные уцелевшие — все та же шестерка главных героев — воспринимают катастрофу примерно так же, как и все остальные события своей жизни, то есть с полным равнодушием.
МАЙКЛ КАННИНГЕМ
Часы
Michael Cunningham. The Hours
Farrar, Straus & Giroux, 1998
Книга американского писателя Майкла Каннингема, по сути, представляет собой цикл из трех новелл, в той или иной степени связанных с Вирджинией Вулф и ее романом “Миссис Дэллоуэй” (кстати, первоначально писательница предполагала назвать его именно “Часы”). По словам критиков, книга держит читателя в напряжении с первых же страниц пролога, где автор описывает самоубийство писательницы. Героиня первой новеллы — сама Вулф, долго и трудно работающая над началом “Миссис Дэллоуэй”. Вторая героиня — американка, читающая этот роман в 1949 году — пытается вырваться из удушливой атмосферы семейной жизни. И наконец в третьей новелле мы знакомимся с нашей современницей по прозвищу “Миссис Дэллоуэй”, которая устраивает вечеринку для своего умирающего друга-гомосексуалиста. Обозреватели особо отмечают, что в финале Каннингем виртуозно сплетает сюжеты всех трех новелл, соединяя своих героинь в самых невероятных ситуациях.
ЧЕСЛАВ МИЛОШ
Азбука Милоша
Czesl aw Mil osz. Abecadl o Mil osza
Wydawnictwo Literackie, 1997
ЧЕСЛАВ МИЛОШ.
Другая азбука
Czesl aw Mil osz. Inne abecadl o
Wydawnictwo Literackie, 1998
Заглавия двух новых книг Милоша, сразу привлекших к себе внимание критики, заставляют вспомнить “Алфавит воспоминаний” А. Слонимского и “Азбуку Киселя” С. Киселевского. Сам же нобелевский лауреат назвал свои “Азбуки” книгами “вместо…” — “вместо романа, вместо эссе о XX веке, вместо дневника”. Это складывающиеся в единую “азбуку мудрости” отрывочные (какими они обычно и являются нам) воспоминания и размышления. Здесь знаменитые писатели — и фигуры совсем неизвестные, но значимые для самого Милоша. Американская поэзия — и американская виза. Русский язык — и автомобиль. Шопенгауэр — и алкоголь. Общежитие в Вильно — и Америка. Ненависть — и барокко…
ЧЕСЛАВ МИЛОШ
Песик у дороги
Czesl aw Mil osz. Piesek przydroz ny
Wydawnictwo Znak, 1998
“Песик у дороги” (книга, получившая престижную литературную премию “Нике” за 1998 г.) — своего рода интеллектуальный дневник (жанр весьма популярный в польской литературе ХХ века). Новые стихи и подобные развернутым афоризмам короткие рефлексии (теологические мини-трактаты, размышления о жизни и творчестве, о парадоксах польской ментальности, о превратностях ХХ века и сознании живущего в нем человека, о языке и литературе и пр.) объединены интонацией, пристальным вниманием к детали, аллюзиями, неожиданно расширяющими горизонт повествования до глобальных масштабов.
ФИНТАН О’ТУЛ
Поцелуй предателя: жизнь Ричарда Бринсли Шеридана, 1751—1816
Fintan O’Toole
A Traitor’s Kiss: The Life of Richard Brinsley Sheridan, 1751—1816
Farrar, Strauss & Giroux, 1998
В новой биографии Шеридана, написанной театральным обозревателем газеты “Нью-Йорк дейли ньюс”, речь идет не только о творчестве, но и о политических взглядах драматурга. По мнению автора, Шеридану в большей степени, чем кому-либо ранее, удалось “сгладить грани между сценой и жизнью, между театром и политикой”. О’Тул утверждает, что основной целью Шеридана была парламентская карьера и он рассматривал свою литературную славу лишь как средство для завоевания политической популярности. Особое внимание автор книги уделяет ирландским корням драматурга: несмотря на то что Шеридан рано покинул родину и до конца жизни вращался в самых высоких кругах английского общества, его культурные взгляды сформировались именно в Ирландии, и в его творчестве чувствуется влияние Свифта, бывшего близким другом отца Шеридана.
УИЛЬЯМ Х. ПРИЧАРД
Разговор с Эмили Дикинсон и другие эссе
William H. Pritchard
Talking Back to Emily Dickinson and Other Essays
University of Massachusetts, 1998
Сборник из 27 эссе, посвященных проблемам английской и американской литературы от Шекспира до наших дней. Работу Причарда, профессора литературы в университете Амхерст и специалиста по творчеству Роберта Фроста, отличает особое внимание к личности автора литературных произведений. В своих эссе, большая часть из которых ранее была опубликована в журнале “Гудзон ревью”, Причард выступает не столько как критик, претендующий на неоспоримую правоту своих суждений, сколько как заинтересованный и эрудированный читатель. Среди героев его очерков — Шекспир, Блейк, сестры Бронте, Генри Джеймс, Кингсли Эмис, Норман Мейлер и другие.
АНРИ ТРУАЙЯ
Грозные царицы
Henri Troyat
Terribles tsarines
Editions Bernard Grasset, 1998
Очередное историческое исследование известного романиста и биографа русского происхождения Анри Труайя посвящено эпохе “женской” власти в России. Героинями книги стали три императрицы и одна регентша: Екатерина I, Анна Иоанновна, Анна Леопольдовна и Елизавета. При всей несхожести судеб и характеров этих дам объединяло одно — всеми ими управляли не разумные идеи, а чувства и капризы. Труайя подробно исследует влияние сложных характеров коронованных сумасбродок на судьбу страны. Не превратилась ли Россия в Империю женщин? В 1761 году Елизавета Петровна назвала своим преемником на российском престоле мужчину, Петра III. Однако продолжение истории общеизвестно: сместив супруга, на трон взошла Екатерина II…