ДЖОН АПДАЙК
Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 7, 1998
ДЖОН АПДАЙК
В сторону конца времени
John Updike. Towards the End of Time
Knopf, 1997
В новом романе знаменитый писатель переносит читателя в будущее — в США XXI века. Это история медленного умирания 66-летнего бостонского брокера, чья молодость пришлась на наше время. Образ главного героя противоречив — высокообразованный человек с философским складом ума, но одновременно слабохарактерный, жестокий, коварный. По мнению рецензентов, основной в романе является мысль, что история беспощадно отомстила герою и той Америке, которую он собой олицетворяет. Грядущее — апокалипсические социальные беспорядки, всесилие уличных банд. Один из критиков подчеркивает, что, хотя “В сторону конца времени” — не лучшая книга Апдайка, “она наделена энергией, от которой мурашки бегут по коже”.
ЧАРЛЬЗ ФРЭЗИЕР
Холодная гора
Charles Frazier. Сold Mountain
Atlantic Monthly Press, 1997
Первый роман никому дотоле не известного американца Чарльза Фрэзиера “Холодная гора” вырвался на первое место в списке бестселлеров и завоевал горячие похвалы критиков (роман удостоен Национальной книжной премии США). Действие происходит во время войны Севера и Юга. Центральные фигуры — раненый солдат-южанин, пытающийся пробраться домой, и его невеста. Это история об ужасах войны, об одиночестве, об особых узах, связывающих человека с родной землей. В рецензиях отмечается, что “проницательный взгляд на общество в эпоху перемен” роднит Фрэзиера с великими прозаиками XIX века.
ХАНИФ КУРЕЙШИ
Любовь в тоскливое время
Hanif Kureishi. Love in a Blue Time
Scribner, 1997
В новом сборнике рассказов известный английский прозаик и сценарист Ханиф Курейши (первый его роман “Будда из пригорода” был удостоен Уитбредской премии за лучший дебют), остается верен тематике своих предыдущих книг, изображая “культурный хаос” современной Великобритании. Критики назвали эти рассказы “историями о переходе из молодости в зрелость”. Их герои (многие — представители азиатской диаспоры, выходцы из Индии и Пакистана), как правило, сорокалетние люди, вдруг осознающие нелепость собственного существования..
СТЮАРТ О’НЭН
Королева колес
Stewart O’Nan. The Speed Queen
Doubleday, 1997
Американский писатель Стюарт О’Нэн — лауреат многих литературных премий, в 1996 году он вошел в список “Лучших молодых прозаиков США” журнала “Гранта”. Его новый роман “Королева колес”, разделенный не на главы, а на “кассеты” и “стороны”, выстроен в форме исповеди, которую молодая женщина наговорила на магнитофон перед казнью. Кассеты предназначены для знаменитого писателя, “короля ужасов” (его прообразом послужил Стивен Кинг), который приобрел права на эти материалы, чтобы написать на их основе роман. Живо, со множеством бытовых отступлений героиня повествует о том, как она сама и близкие ей люди перешли от наркомании к торговле наркотиками, а затем к грабежу и массовым убийствам. В критических откликах эта книга названа “страшной, полной черного юмора историей о людях, чьи жизни, вышибленные из колеи наркотическим дурманом, несутся под откос”.
БИЛЛИ КЛЮВЕР
Один день с Пикассо. 24 фотографии, сделанные Жаном Кокто
Billy Kluver. A Day with Picasso: 24 photographies by Jean Cocteau
The Mit Press, 1997
Создатель этой оригинальной книги Билли Клювер — американец швейцарского происхождения. В 60-е годы он принимал участие в проектах художника Роберта Раушенберга, а затем посвятил себя истории визуальной культуры. В издание вошли найденные Клювером фотографии — их сделал писатель Жан Кокто во время прогулки по Парижу 12 августа 1916 года. Кокто снимал своих друзей, которые дурачились перед объективом: Пикассо, Модильяни, Макса Жакоба, Андре Сальмона и многих других. Книга включает обширный комментарий Клювера, карты, где указано точное место каждой сцены, а также малоизвестные рисунки Пикассо, Модильяни и прочих знаменитых героев книги.
МАРТИН У. ЛЬЮИС и КАРЕН Э. УИДЖЕН
Миф о континентах. Критика метагеографии
Martin W. Lewis and Karen E. Wigen. The Myth of Continents: A
Critique of Metageography
University of California Press, 1997
Книга представляет собой очерк истории географической науки от Аристотеля до наших дней, где авторы — американские культурологи — анализируют проблему этноцентризма. Исследуя географические карты, созданные разными народами на протяжении веков, ученые приходят к выводу: наши карты мира отражают наши предрассудки. Они подвергают критике традиционное разделение мира на континенты и части света, предлагая свои критерии региональных подходов — по религиозно-культурным признакам.
ЭМИ КЛЭМПИТТ
Собрание стихотворений
Amy Clampitt. The Collected Poems
Alfred A.Knopf, 1997
Американская критика с большим интересом встретила публикацию первого — и достаточно полного — собрания стихотворений Эми Клэмпитт (1920—1994). Известность пришла к ней поздно, дебютный сборник стихов Клэмпитт выпустила лишь в 1983 г., в возрасте 63 лет. Среди ее стихов много рифмованных, что редкость для современной англоязычной поэзии. “Все, что мы знаем, все, из чего созданы, — это движение” — вот строки, считающиеся ключевыми для ее творчества.
МАКС ФРИШ
Время наблюдать. Письма, заметки, документы. 1943—1963
Max Frisch. Jetzt ist Sehenszeit. Briefe, Notate, Dokumente.
1943-1963
Suhrkamp, 1998
В книге представлены тексты, фотографии и факсимиле фрагментов из знаменитых “голубых тетрадей” Макса Фриша, которые он повсюду носил с собой. Размышления писателя касаются самых разных тем: от взаимоотношений коммунизма и христианства до неореализма или заметок о природе славы Артура Миллера. Издание включает также письма Фриша — близким людям, коллегам-писателям (Паулю Целану, Людвигу Холю, Хансу Магнусу Энценсбергеру и др.), издателю Петеру Зуркампу. Безусловный интерес представляют и другие материалы: тексты, посвященные Бертольту Брехту, Фридриху Дюрренматту и т.д.
МАКС ФРИШ. УВЕ ЙОНСОН
Переписка
Max Frisch. Uwe Johnson. Ein Briefwechsel
Suhrkamp, 1998
Их знакомство состоялось в 1962 году в Риме. К тому времени Макс Фриш был уже известным писателем, а Уве Йонсон только что опубликовал свой второй роман. Между писателями завязались дружеские отношения, и с 1964 года они стали регулярно обмениваться письмами. Подход Фриша к этой переписке отчетливо прагматичен: он или просит о чем-то сообщить ему, или сам дает другу необходимую информацию. Для Уве Йонсона письмо — полноценный литературный жанр, в котором он следует лучшим художественным традициям.
ГЕРМАН ГЕССЕ — ТОМАС МАНН
Переписка
Hermann Hesse — Thomas Mann. Briefwechsel
Bibliothek Suhrkamp, 1998
Новое издание переписки двух лауреатов Нобелевской премии по литературе значительно расширено по сравнению с предыдущим (1968). В него вошли два десятка ранее не публиковавшихся писем Томаса Манна к Герману и Нинон Гессе. По мнению составителя и автора вступительной статьи Фолькера Михельса, книгу нельзя рассматривать как сборник литературных документов, предназначенных для специалистов, — с ней должны познакомиться самые широкие круги читателей. В своих письмах два великих писателя размышляют над важнейшими проблемами первой половины XX века, в том числе над тем, почему к власти в Германии пришел фашизм и какие процессы привели к развязыванию второй мировой войны.
ПИТЕР АКРОЙД
Мильтон в Америке
Peter Ackroyd. Milton in America
Doubleday, 1997
Новый роман известного английского писателя и литературоведа Питера Акройда — книга, в которой автор дал волю фантазии, хотя и посвящена она конкретной исторической личности, поэту Джону Мильтону. В романе Акройда Мильтон отправляется за океан, в Новую Англию, с намерением создать собственный рай на земле. Природные качества и особенности характера — нравственная нетерпимость, необычайное самомнение, подавленная (ученостью и слепотой, как считал Т. С. Элиот) чувственность — делают из него тирана куда более грозного, чем короли, которых он, по его словам, так яростно презирал. В итоге единомышленникам и спутникам Мильтона приходится немало вытерпеть от своего пастыря.
ДЖОН БЭНВИЛЛ
Неприкасаемые
John Banville. The Untouchable
Knopf, 1997
Известный ирландский писатель Джон Бэнвилл выбрал для своей новой книги форму шпионского романа. Герой повествования — агент Москвы — вдруг обнаруживает, что сам становится объектом пристального внимания спецслужб. В поисках лекарства от душевной смуты он начинает вести дневник, в котором не только описывает происходящее вокруг, но и вспоминает всю свою жизнь. История его жизни (прежде всего детство и юность) оказывается настолько увлекательной и рассказана так талантливо, что, по мнению рецензентов, “шпионская” линия отходит на второй план.
ГОФФРЕДО ПАРИЗЕ
Запах крови
Goffredo Parise. L’Odore del Sangue
Rizzoli, 1997
“Запах крови” — посмертно опубликованный роман классика итальянской литературы Гоффредо Паризе (1929—1986). Он написал его летом 1979 года, когда дали о себе знать первые признаки неизлечимой болезни. Название романа символично, в нем писатель попытался сказать жестокую правду о жизни и смерти, о злом роке, который нередко управляет людскими судьбами.
КУРТ ВОННЕГУТ
Времятрясение
Kurt Vonnegut. Timequake
Putnam, 1997
Это 19-й роман американского писателя Курта Воннегута и, как он заявил, его последняя книга: 74-летний автор устал и хочет целиком посвятить себя новому увлечению — рисованию. Во “Времятрясение” вплетено много автобиографических элементов, рассказ ведется от лица писателя-фантаста Килгора Траута, очень похожего на Воннегута. Он вместе с другими персонажами заново переживает целое десятилетие, но теперь время словно идет вспять — от 2001 до 1991 года. Повествование о конкретных событиях перемежается ностальгическими рассуждениями, не слишком пристойными шутками, жалобами на возраст и творческие трудности, ворчанием по поводу тупого телевидения и чересчур компьютеризированного образования, воспоминаниями об уже ушедших близких и друзьях.
ХЬЮ ЛОРИ
Торговец оружием
Hugh Laurie. The Gunseller
Soho Press, 1997
Английская критика удостоила высоких похвал первый литературный опыт известного комедийного актера Хью Лори, знакомого русскому зрителю по экранизации произведений П. Г. Вудхауса — телесериалу “Дживс и Вустер”. Это юмористический детектив, герой которого представляет собой нечто среднее между великосветским шалопаем Берти Вустером (которого и играл Лори в телесериале) и Джеймсом Бондом. Герою, бывшему офицеру, предлагают переквалифицироваться в киллера. Он пытается предупредить свою потенциальную жертву и оказывается в центре международных политических интриг.
ЖОЗЕ САРАМАГО
Все имена
Jose Saramago. Todos los nombres
Alfaguara, 1998
По мнению критиков, новый роман известного португальского писателя Жозе Сарамаго “Все имена” можно считать третьей книгой так называемого “аллегорического цикла”. (Првые две — “Евангелие от Иисуса” и “Этюд о слепоте”). “Все имена” — попытка исследовать чиновничий, бюрократический мир, который управляет современным обществом, и рассказать о растущем одиночестве людей в этом обществе. У героя книги, служащего Главного архива актов гражданского состояния, есть единственная страсть: он собирает газетные вырезки, с помощью которых старается восстановить биографии 100 знаменитых современников, но быстро убеждается, что каждый из них в той или иной мере скрывает правду о себе. Он обращается к архивам, и перед ним проплывают тысячи историй, тысячи имен, но все они без лиц, целое кладбище имен. Рецензенты назвали “Все имена” не только самым лучшим романом Сарамаго, но и самым пессимистическим.