Об этом номере
Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 7, 1997
Свои специальные выпуски наш журнал стремится посвящать темам либо остроактуальным, либо интеллектуально насыщенным. Номер, который вы держите в руках, нарушает сложившуюся традицию. Выбранная нами тема — любовь — столь же вечна, сколь и банальна. Может быть, именно поэтому в современной литературе тексты, отмеченные подлинным и искренним чувством, встречаются не слишком часто. Ведь все уже сказано, все уже описано — и в захлестнувшем нас ныне потоке печатной продукции читатель, скорее всего, обнаружит или бесконечные серии «любовных» романов со стандартными сюжетными схемами и сошедшими с конвейера героями, или — на другом, некоммерческом полюсе — стилистические упражнения на тему маргинальных сексуальных практик с непременным выходом за нормативные рамки — как нравственные, так и языковые.
Нам же хотелось представить читателю своего рода любовный «мейнстрим»: любовь как таковую, любовь обычную — но одновременно и жертвенную, и эксцентричную, и способную подняться до высокого трагизма. Возможно, некоторые страницы нашего специального номера кому-то покажутся шокирующими, но это — вовсе не смакование натуралистических подробностей, это — оборотная сторона безграничности и запредельности любовного влечения, свидетельство его необъяснимого, иррационального начала.
«Окрестности любви», по которым мы странствуем в этой журнальной книжке, не имеют строгих границ — и оперировать здесь приходится категориями не только географическими, но и астрономическими. Да и устроена «солнечная система» любви к тому же вовсе не по Копернику, а скорее по Эйнштейну: ведь для каждого влюбленного центр Вселенной — там, где его избранник. И для каждого по своей, уникальной и неповторимой траектории движутся солнце и светила…