ДЕКЛАН КИБЕРД
Опубликовано в журнале Иностранная литература, номер 2, 1997
ДЕКЛАН КИБЕРД
Выдуманная Ирландия
Declan Kiberd. Inventing Ireland
Harvard University Press, 1996
Видный ирландский критик и литературовед Деклан Киберд вынес на суд читателей солидное 700-страничное исследование, посвященное феномену ирландской культуры и британскому влиянию на ее развитие. Анализируя произведения О.Уайльда, Б.Шоу, Ш.О’Кейси и других видных соотечественников, автор приходит к парадоксальному выводу: британский империализм на протяжении последних столетий служил своеобразным стимулом для ирландской литературы, которая поневоле превратилась в «литературу сопротивления». По мнению Киберда, именно конкретные исторические обстоятельства способствовали тому, что она обрела свое неповторимое лицо, что стали такими, как они есть, знаменитые ирландские сарказм и ирония.
МЕЛ ГАССОУ
Беседы со Стоппардом
Mel Gussow. Conversations with Stoppard
Limelight, 1996
Эта книга включает в себя тексты одиннадцати интервью, которые известный театральный критик, обозреватель газеты «Нью-Йорк таймс» Мел Гассоу в разное время (на протяжении 23 лет) взял у знаменитого английского драматурга Тома Стоппарда. Мастерски составленный сборник предлагает читателю масштабный портрет Стоппарда — писателя, родившегося в Чехословакии и сумевшего стать «одним из самых английских британцев». Главная тема бесед — творческая биография драматурга. Отвечая на вопросы Гассоу, он рассказывает, как начал писать, чье влияние на себе испытал, какими путями шли его творческие искания. Подробно останавливается Стоппард на своей последней работе — пьесе «Тушь».
РИЧАРД ОЛИВЬЕ
И плавится камень
Richard Olivier. Melting the Stone
Continuum, 1996
Известный лондонский театральный режиссер и продюсер Ричард Оливье написал автобиографическую книгу. Это не просто воспоминания об отце, великом английском актере Лоренсе Оливье, хотя, разумеется, немало страниц посвящено истории знаменитой семьи. Обстоятельства собственной жизни послужили автору поводом для размышлений об отношениях отцов и сыновей в самом широком смысле, о роли так называемого «мужского движения» в истории общества. Ричард Оливье задается вопросом: что значит быть мужчиной в конце ХХ века? В поисках ответа он анализирует труды видных психологов, культурологов, а также ряд художественных текстов.
ЛУИС БУНЮЭЛЬ
Agon
Luis Buсuel. Agon
Instituto de Estudios Turulenses, 1996
Уже в течение нескольких лет расположенный в испанском городе Теруэле Институт научных исследований издает не публиковавшиеся ранее сценарии знаменитого режиссера Луиса Бунюэля. Эта своеобразная серия постоянно пополняется. Теперь в ней вышел в свет сценарий под названием «Agon», что по-гречески означает «борьба». «Отсюда происходит и слово агония — то есть последний бой», — поясняет соавтор сценария Жан-Клод Каррьер, много лет проработавший рядом с Бунюэлем. «Agon» был написан в конце 70-х, главная тема его — терроризм, но снять по нему фильм режиссер не успел.
ХУАН АРИАС
Фернандо Саватер: искусство жить
Juan Arias. Fernando Savater: El arte de vivir
Planeta, 1996
Фернандо Саватер — известный испанский философ и писатель, автор почти пяти десятков книг. «Искусство жить» — серия бесед с ним журналиста Хуана Ариаса, в которых затрагивается самый широкий круг тем — от кулинарии до места и роли Испании в современной Европе. Но больше всего страниц посвящено проблемам философии, литературы и культуры в целом. Главное сегодня для Саватера, за которым прочно укрепилась репутация современного испанского «просветителя», — осмыслить судьбы мира на рубеже веков, поднять голос в защиту свободы человеческой личности. В новой книге Саватер остается верен своему творческому принципу — «не бояться называть вещи своими именами».
КАРЛОС ФУЭНТЕС
Стеклянная граница
Carlos Fuentes. La frontera de cristal
Alfaguara, 1996
Тема новой книги известного мексиканского писателя Карлоса Фуэнтеса — эмиграция его соотечественников в США (начиная с прошлого века и кончая сегодняшним днем). По выражению критиков, «Фуэнтес заложил в прочное здание своей прозы еще один добротный кирпичик». О композиции «Стеклянной границы» говорит подзаголовок: «роман в девяти рассказах». Это действительно девять отдельных историй, отчасти объединенных общими героями, но главным образом — общей тональностью повествования о трагических судьбах людей, решившихся на переход границы («стеклянной»), которая разделяет США и Мексику.
ВИСЕНТЕ ВЕРДУ
Американская планета
Vicente Verdu. El planeta americano
Anagrama, 1996
Американизация мира — такова тема этой публицистической книги, удостоенной престижной испанской премии «Анаграма». Автора волнует проблема влияния США на экономику и культуру других стран, которое сегодня сильно как никогда и, видимо, компенсирует ослабление американского военного присутствия. Наибольшую тревогу у В.Верду вызывает американизация мышления: люди все делают с оглядкой на «дядю Сэма» — выбирают ли стиль поведения или систему ценностей, товары или кулинарные рецепты. По мнению автора, такую роль США играют благодаря оперативному использованию новейших средств связи и информатики. В результате «Киберамерика» стала рисоваться идеалом будущего, к которому должны стремиться все страны. Но весьма важно и то, что компьютеризация породила «новый вид апартеида»: имеющие компьютерный доступ к информационному миру получают профессиональные и социальные преимущества. Висенте Верду призывает европейцев к сопротивлению — пассивное подчинение ходу событий равносильно самоубийству.
КИМ КЕМПБЕЛЛ
Время и удача
Kim Campbell. Time and Chanc
Doubleday, 1996
Крупнейшим литературно-политическим событием года в Канаде явилась публикация мемуаров бывшего премьер-министра страны Ким Кемпбелл. Ким Кемпбелл — первая в истории Канады женщина, которая стала министром юстиции (через семь лет после окончания университета!), министром обороны, лидером Прогрессивной-консервативной партии и, наконец, премьер-министром. Однако в мемуарах речь идет не только о стремительной карьере автора, Кемпбелл подробно рассказывает и о своей непростой личной жизни (сложные отношения с родителями, два неудачных брака и т.д.). Большой интерес у читателей вызвали также страницы, где даются характеристики видным канадским политикам.
КЭТИ ЭКЕР
Киска, король пиратов
Kathy Acker. Pussy, King of the Pirates
Grove, 1996
Кэти Экер критики часто называют «самой эпатажной» современной писательницей США. После нашумевших пародий на произведения Диккенса и Сервантеса она обратилась к знаменитому роману Роберта Луиса Стивенсона «Остров сокровищ». В результате возникла «панк-версия» легендарной книги. Рассказчик, постмодернистский панк Антонен Арто, излагает историю главной героини — мадемуазель О, проститутки, которая вместе с эстрадным артистом по имени Киска путешествует по Египту, Китаю и другим экзотическим странам, где их ждут всевозможные эротические приключения. В конце концов оба оказываются в пиратской банде, состоящей только из девушек, и отбывают на свой «остров сокровищ» — там и происходят главные события этого антиромана.
ДЖОН БАРТ
Рассказ продолжается
John Bartes. On with the Story
Little, Brown & Company, 1996
Вышел новый сборник рассказов знаменитого американского
прозаика Джона Барта, лидера направления, названного критикой
«школой черного юмора», одного из основоположников постмодернизма на Западе. Его романы «Плавучая опера», «Конец пути», «Козлоюноша Джайлс», а также сборник рассказов «Потерявшийся в комнате смеха» стали классикой. Свою творческую задачу Барт определил так: «Создать Вселенную заново». В последней книге он продолжает эксперименты с языком и формой. Сборник складывается из историй, которые пожилые супруги рассказывают друг другу. При этом большая часть метафор заимствована из новейших теорий в области квантовой физики. Критики высоко оценили «Рассказ продолжается», назвав его «очень бартовской книгой».
ГЕНРИ РОТ
Из кабалы
Henry Roth. From Bondag
St.Martin’s Press, 1996
Это третий том масштабного автобиографического романа американского прозаика Генри Рота (1906 — 1995), который впервые увидел свет уже после смерти автора. Генри Рот получил широкую известность в 1964 г., когда был переиздан написанный им в 28 лет роман «Зовите это сном», ныне считающийся классикой. Однако после «Зовите это сном» Рот надолго отошел от литературного творчества и лишь в 70-е годы начал писать (а в 80-е — перерабатывать) «Власть бурного потока», где вернулся к герою своего первого романа — мальчику из бедной еврейской семьи, о чьей судьбе и рассказывается в трилогии.
НЬЕВЕС МЭТЬЮС
Фрэнсис Бэкон
Nieves Mathews. Francis Bacon
Yale University Press, 1996
Историк Ньевес Мэтьюс посвятила более десяти лет изучению жизни и репутации Фрэнсиса Бэкона. Всему миру он известен как выдающийся философ, основоположник современной науки, справедливый судья и наставник королей. Однако в Великобритании и Америке распространился взгляд на него как на жестокого, корыстного и властолюбивого политикана. В своей книге Ньевес Мэтьюс анализирует выдвинутые против Бэкона обвинения и приходит к выводу, что тот оказался жертвой клеветы. Автор ставит своей задачей нарисовать объективный портрет Бэкона — со всеми его достоинствами и недостатками.
РИЧАРД ДАВЕНПОРТ-ХАЙНС
Оден
Richard Davenport-Hines. Auden
Pantheon, 1996
Видный журналист, автор серии биографических исследований Ричард Давенпорт-Хайнс посвятил свою новую книгу одному из величайших английских поэтов ХХ века Уистену Хью Одену, хотя за последние двадцать лет уже увидело свет несколько работ на эту тему. В новом жизнеописании Одена читателю предлагаются ранее неизвестные материалы (сведения об отце Одена, о событиях конца 20-х, а также фрагменты из никогда не публиковавшейся переписки поэта с друзьями — Джеймсом и Таней Стерн). Давенпорт-Хайнс подробно рассказывает о роли любви в жизни Одена (сам он считал себя великим грешником), дает глубокий анализ причин возвращения его к религии.
ГРЭХЕМ РОББ
Отомкнуть Малларме
Graham Robb. Unlocking Mallarme
Yale University Press, 1996
Английский писатель и специалист по французской литературе Грэхем Робб (написанная им биография Бальзака в 1994 г. попала в традиционный список «Книг года» «Нью-Йорк таймс») задался в своем новом исследовании целью подобрать ключ к творчеству Стефана Малларме, одного из самых труднопостижимых французских поэтов. Отправной точкой для автора послужило наблюдение, что поэт постоянно использовал в стихах примерно сто слов французского языка, к которым невозможно подобрать рифму. На взгляд Робба, тайный и главный смысл каждого стихотворения Малларме — это аллегорическая история его создания.
САРА КИРШ
Без дна. Стихи
Sarah Kirsch. Bodenlos. Gedichte
DVA, 1996
Вышел в свет новый сборник стихов одной из самых читаемых поэтесс современной Германии — Сары Кирш. Поэтическое пространство этой книги — удивительный дом: птицы там живут без клеток, летают, где хотят, там ничто не мешает цветам расти, затягивать окна и оплетать лестницы, камни заменяют пол. В это уединенное место люди попадают редко, и одиночество (один из главных мотивов лирики Сары Кирш) обретает свой изначальный смысл: проклятия и счастья одновременно.
АЛЬДО БУЗИ
Мать Газдрубала
Aldo Busi. Madre Asdrubala
Mondadori, 1996
Каждая книга известного итальянского писателя Альдо Бузи неизменно вызывает полемику в прессе. Новый роман Бузи решен в ключе сатирического гротеска. Критики назвали «Мать Газдрубалу» «фантастическим и футурологическим антироманом» (действие разворачивается в 2003 году). Рассказ ведется от лица героини — «ребенка из пробирки», одиннадцатилетней девочки, которая оказалась в приюте, где заправляет некая мать Газдрубала. Приют — школа жестокости, рассадник человеческих пороков, но и единственно возможная школа выживания: здесь готовят питомцев к взрослой жизни в чудовищном мире — на истощенной, пережившей ядерный конфликт планете, где царят коррупция и мошенничество, а люди поклоняются Ее Величеству Лжи.