Опубликовано в журнале Homo Legens, номер 1, 2017
Сначала о тенденции. В литературном процессе наметилась ротация: в наступившем году читателю обещаны (а отчасти и предъявлены) новый Гиголашвили, новый Рубанов, очередной Быков, ранее неизданный роман Хемлин – словом, как будто мы вернулись в какой-нибудь 2011-й. Это вызывает понятную ностальгию, потому что в 2011 году всё было не так, как нынче. Отечественная словесность еще не провалилась в болото под названием «толстый исторический роман», не была столь политизирована. Шишкин еще не переписывался с Акуниным о судьбах России, премиальный процесс не превратился в рутину и вызывал даже некий азарт. Ладно, чего уж. Зато появление на литературной сцене прежнего писательского состава дает возможность порассуждать на тему пороха в пороховницах; подробнее об этом – в следующем, весеннем обзоре.
Начнем с прозы. В «Редакции Елены Шубиной» — Михаил Шишкин с книгой рассказов «Пальто с хлястиком» (почти всё можно найти в периодике последних лет, вряд ли эта книга прибавит что-то новое к осознанию феномена «Михаил Шишкин»), Дмитрий Новиков с романом «Голомяное пламя» (писатель из Петрозаводска переоткрывает широкому читателю Русский Север), Елена Чижова с антиутопией «Китаист» (увы, значительно уступающей ее предыдущему роману) — и, наконец, роман Михаила Гиголашвили «Тайный год», который на фоне всего перечисленного настолько свеж, выразителен, пластичен, что пока претендует на статус «главное художественное событие» если не в русскоязычной прозе-2017, то в «Редакции Елены Шубиной» уж точно.
«Жанровое» открытие издательства «Э» — ретродетективы Юлии Яковлевой, которую вы уже знаете по блокадной истории «Дети ворона». Новая жанровая игра происходит на том же поле: Ленинград 1930-х, Киров, коммуналки, приближение Большого Террора и большой войны, при этом главный герой – следователь угрозыска. Его похождения, разумеется, первым романом («Вдруг охотник выбегает») не ограничатся, речь идет о серии, но первый блин не комом; посмотрим.
Разнообразна малая проза сезона: издан сборник Эдуарда Лимонова «Под небом Парижа» (из аннотации: «Эдуард Лимонов прожил в Париже четырнадцать лет, дольше, чем Эрнест Хемингуэй и Илья Эренбург вместе взятые» — и, конечно, не собирается уступать ни тому, ни другому), любопытны сборники рассказов Андроника Романова «1надцать» и Александра Евсюкова «Контур легенды» (оба — в издательстве «Русский Гулливер»).
О поэтических новинках ваш прозоцентричный обозреватель обычно рассуждает более сдержанно, но вниманием не обходит: от «АСТ» — «Если нет» Дмитрия Быкова (отметим и вышедший в отчетный период сборник быковской публицистики «Карманный оракул», в котором «лирические» тексты куда интереснее собственно «публицистических»), от «Айлуроса» — «Несбылотник» Елены Сунцовой, от «НЛО» — «Говорящая ветошь (nocturnes & nightmares)» Игоря Левшина.
Нон-фикшн сезона у каждой читательской группы свой. Для одних, держащих руку на пульсе событий, это «Взвод» Захара Прилепина и «Здравые смыслы» Алексея Колобродова. Про «Взвод», конечно, говорят больше, он более тенденциозен и злободневен, зато «Здравые смыслы» насыщеннее, разнообразнее тематически и интонационно: не «буква», но «музыка» критики.
Для других, далеких от злобы дня утончённых интеллектуалов, нон-фикшн сезона — это «Путешествие с закрытыми глазами» Ольги Седаковой. Восемь писем о Рембрандте, адресованных Владимиру Бибихину, а ныне собранных в этот небольшой сборник. «Рано или поздно, но всё исчезнет в равномерной черноте — и даже того, что она чёрная, я уже не увижу. Долгими поздними вечерами оплакав неминуемое будущее, я решила не тратить времени даром: во-первых, нужно было успеть научиться ходить и чувствовать вещи с закрытыми глазами — и, во-вторых, насмотреться впрок, не упустить еще видимого мира… В предчувствии незрячести и невидимости это того стоит: пережить вполне саму нашу зрительную способность, ни на что другое не отвлекаясь. Накормить зрение, как сказал Данте».
Это издание — первое в серии «Orbis Pictus»: обещаны «Арчимбольдо, или Ритор и маг» Барта, «В начале. Джотто» Вайля и другие не менее любопытные книги. Говоря о Седаковой, упомянем сборник научных статей о ней же. «Ольга Седакова: стихи, смыслы, прочтения», вышедший в «НЛО», — первый сборник исследований, целиком посвященный поэтическому творчеству поэтессы. В той же «черно-белой» серии любопытен том Ильи Виницкого «Граф Сардинский» — кажется, первое комплексное изучение жизни и творчества графа Хвостова.