Рассказ
Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 2, 2025
Дамадаева Амина Магомедовна — писатель. Родилась в 1974 году в Махачкале. Окончила исторический и юридический факультеты Дагестанского государственного университета. Автор сборника рассказов «Херося» (Москва, 2023), печаталась в журнале «Дагестан». Живёт в Махачкале. В «Дружбе народов» публикуется впервые.
В первый день короткого, но долгожданного отпуска в мою жизнь ворвался Джамалудинчик.
С утра ничто не предвещало беды, но в обед Малика отказалась от моей божественной фунчозы и ушла за шаурмой. Вернувшись, она дольше обычного мыла руки, а потом начала, как всегда, издалека.
— Аминка, а если взять в руки больную птичку, чем самым страшным можно от неё заразиться?
— Ничем!
Я была как кремень. И хотя сразу погуглила птичий грипп и орнитоз, продолжать разговор, который, как подсказывала интуиция, имел целью превращение нашей квартиры в птицелечебницу, не собиралась.
Малика у нас тонкий психолог, она пытается разбудить мою светлую сторону и выдаёт каждое выверенное предложение с интервалом в полминуты.
— Он лежал на дороге такой несчастный, его могли съесть кошки, я принесла его во двор и положила под машину, чтобы он в тени полежал… Во дворе сказали, что он сильно болеет… Он умрёт, наверное, а умирать страшно?.. А он, кажется, совсем не старый, ему рано умирать!
Тут моя нежная психика не выдержала, и я рванула во двор вместе с Маликой. Нестарый птиц оказался совсем юным и даже относительно здоровым. Это был слёток стрижа, неудачно выпавший из гнезда. Я обрадовалась ему как старому знакомому. Потому что восемь лет назад уже был стриж-слёток, он полтора дня полежал у нас в коробке на балконе и улетел, когда я вынесла его в парк и подержала на вытянутых руках. Какой это был кайф — смотреть, как он улетает! Он покружил над нами, простился, и на огромной скорости растворился в небе.
Мы забрали стрижа номер два домой, сделали ему домик из картонной коробки. Коробку обшили старыми футболками, дно выложили бумажными полотенцами и стали искать корм. Я обзвонила миллион зоомагазинов, пока не нашла подходящую еду для стрижа. Ест он только деликатесы: сверчков, тараканов и полосатых гусениц с красивым именем зофобас. Мы запаслись едой на три дня и потратили две тысячи рублей. Предполагалось, что за эти дни стриж улетит, добавив нам плюсов в карму, а я продолжу наслаждаться отпуском.
Сверчкам надо было вырвать ножки и ногтем расплющить голову, а гусениц выдавить из кокона. Чтобы выкормить одного стрижа, я каждый день убивала около ста живых существ с особой жестокостью. Карма чернела с огромной скоростью, а птиц, наоборот, повеселел и обрёл веру в себя.
Стриж — это такой малюсенький орёл, тот же профиль, размах крыльев и характер. Когда он открывал клюв, казалось, что его огромный рот может вместить не только сверчка, но и некрупного барана.
Наш мини-орёл не сразу стал Джамалудином. За брутальную внешность, серьёзное выражение морды и в память о черепахе, которая прожила короткую яркую жизнь у моей сестры Аси, стриж получил солидное имя Шапи Гапизович.
Каждое утро мы вставали в шесть утра и пытались отпустить стрижа в большой полёт в парке Ак-Гель, но Гапизович впивался своими лапками мне в руку и всем своим видом показывал, что лететь никуда не собирается.
Когда закончился корм, я поняла, что стриж у нас поселился всерьёз и надолго. Потратить все свои скромные отпускные на корм для стрижа мне показалось сомнительной затеей, я перевела его на дешёвый рацион и начала кормить куриным филе, хотя домашние меня обвиняли в том, что я ращу каннибала. Впрочем, филе он ел с неменьшей радостью и аппетитом, к тому же курице не надо было отрывать ножки и расплющивать голову, это до меня уже сделали другие добрые люди. Иногда я давала ему червячков, которых находила во фруктах и овощах. А как меня обрадовала червивая кукуруза! Оказалось, что кукурузу любят правильные черви — жирные и вкусные.
Айшат заявила, что мы неправильно выбрали стрижу имя.
— У Шапи Гапизовича была несчастливая судьба, — сказала она. — Он умер в самом расцвете сил, и стриж тоже почему-то не летает. В таких случаях в Дагестане обычно меняют имя!
Если имя Шапи Гапизович устраивало всех, то с новым сложилось не так гладко. У каждого члена нашей семьи нашлось для птенца своё. Мне сразу было понятно, что он Джамалудин! Есть в этом имени полёт, красота, дагская дерзость, мудрость праведных предков и хороший аппетит!
Айшат прозвала его Аленделоном за красоту, Аида — Багаудинчиком за хорошую работу выделительной системы (не спрашивайте), а Малика за то же самое — Насруллой Акакиевичем.
Я вставала в два часа ночи и в шесть утра, чтобы кормить стрижа. Почти не выходила из дома, потому что днем каждые два-три часа его надо было кормить и менять пелёнку. Я, свободная женщина гор, оказалась вынужденной сидеть дома и обслуживать прихоти и потребности Джамалудина. За время отпуска мне удалось съездить только на пикник в горы и в домик у моря на пару дней, но уже в сопровождении стрижа. Ночью и днём, в горах и на море он пищал и трещал без всякого перерыва. Казалось, что он поёт свои стрижиные песни даже во время сна.
Однажды я открыла сайт «Авито» и увидела, что девушка Фатима предлагает на продажу зофобас по гуманной цене. Я тут же ей позвонила и узнала, что она начала разводить гусениц только из-за стрижей. Год назад Фатима подняла выпавшего стрижа и не знала, чем его кормить.
— Если вам для стрижа, я бесплатно отдам! — сказала она.
Фатима предложила мне позвонить в Ставрополь к главной по стрижам по имени Марина и рассказать о своей находке.
Марина сначала похвалила за то, что я подняла стрижа и первые три дня его правильно кормила, но когда узнала о курятине, злобно прокричала:
— О господи, как вы могли, вы же всё испортили!
Оказалось, что в стране от Калининграда до Владивостока промышляет секта по спасению стрижей. Люди выращивают корм, ищут и выхаживают птенцов, лечат больных птиц и даже возят их с собой в командировки по всей стране. Марина рассказала, что в её доме сейчас небольшая стрижиная ферма, и она надеется выходить и выпустить в небо всех птиц.
Она тут же меня связала с Мадлен из Грозного, которая отправила в Махачкалу с утра на маршрутке пакет вкусных мраморных тараканов и банановых сверчков. Они были обложены льдом и запакованы в термопакет.
За время своего отпуска я узнала, что стрижи месяцами могут летать, не садясь на поверхность, есть любят много и с удовольствием, что мраморный таракан гораздо питательнее и вкуснее туркестанского, а домовой сверчок так себе еда в сравнении с банановым.
Но в конце отпуска, когда Джамалудин уже весил 42 грамма и я надеялась на днях отпустить его в небо, случилось страшное — у стрижа из хвоста выпало четыре пера.
— Это, — сказала мне Марина менторским тоном, — последствия вашей самодеятельности с куриным филе.
Выяснилось, что теперь Джамалудину нужно выдернуть все перья и вырастить новое оперение. А сделать всё это может только девушка Катя из Питера, потому что она специалист по выдёргиванию перьев и отращиванию новых.
Я испытывала угрызения совести за то, что решила сэкономить на таком прекрасном Джамалудине, и была готова на любое решение проблемы.
Мне предложили направить стрижа в Кисловодск на машине представительского класса с кондиционером, чтобы потом девушка Аня из этого города переслала его в Ставрополь к Марине. Из Ставрополя в Питер выезжает семейная пара с Джамалудином и ещё одним стрижом. Пара обязуется в дороге стрижей кормить, поить и развлекать. В Питере Катя полтора-два месяца кормит стрижа правильным питанием, колет укольчики с витаминами, ботокс, и с новым оперением везёт моего красавчика Джамалудинчика в Геленджик. Потому что выпускать в сентябре его можно только на югах. Я порадовалась за то, что хотя бы стриж неплохо проведёт лето, раз мой отпуск не задался. Пусть отдохнёт за меня в Кисловодске, Питере и Геленджике!
Джамалудину предстояло путешествие в Кисловодск к ещё одному члену секты — Ане. Аня не первый раз встречала стрижей из Дагестана. Она рассказала мне прекрасную историю о стрижеспасателях-дагестанцах — студенте, который выхаживал стрижа, и отце студента, который выбросил в парке стрижа с ампутированным крылом, пока сын был на занятиях. «Сын пошёл против отца и в ночи отправился искать птицу, а это у вас страшный харам!» — объясняла она мне, пытаясь блеснуть скромными познаниями дагестанских обычаев. Студенту удалось найти птицу и отправить в Кисловодск! Водитель так проникся историей бескрылой птицы, что домчал стрижа в Кисловодск из Махачкалы за четыре часа. «Стоит такой с виду бородатый громила-бандюган с коробкой в руках и спрашивает: “Вы, пожалуйста, посмотрите, нормально он доехал, я успел?” — рассказывает мне в вотсапе Аня. — Очень переживал за птичку, это было так трогательно».
Моего стрижа тоже повёз на машине с кондиционером брутальный юноша с бородой по имени Билал, чем-то похожий на самого Джамалудина. Тараканов и сверчков было решено оставить в моём морозильнике на случай, если кто-нибудь ещё в Дагестане найдёт стрижа. Ждать долго не пришлось, через два дня мне позвонили из секты и велели передать корм ещё одной стрижеспасательнице. Оказалось, что девушка Сайгибат живёт в соседнем со мной доме и выхаживает взрослого стрижа, который залетел в торговый центр и повредил крыло.
Так закончилась моя вторая стрижиная история. Только Аида иногда поёт: «Замечательный Аминт меня вывез в Геленджик!» А ещё я узнала, что пищат только стрижики-девочки, и наш Джамалудинчик на самом деле был Джамилат.