Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 11, 2024
Юлия Кузнецова, прозаик (г. Москва, Россия)
1. Книги-события на уровне читательского сообщества: Тамара Михеева «Лёгкие горы», Юлия Иванова «Чароводье», Дмитрий Емец «Мефодий Буслаев», Ольга Громова «Сахарный ребёнок», Виктория Ледерман «Календарь Майя».
Книги-события на личном уровне: Наталья Вишнякова «Виолетта Фиолетовна», Юлия Мазурова «Особый случай».
Новые имена: Тамара Михеева, Нина Дашевская, Анна Ремез, Алексей Олейников, Михаил Лукашевич, Наталия Волкова, Станислав Востоков, Наталия Евдокимова, Анастасия Орлова, Зуля Стадник, Алёна Кашура, Марина Тараненко, Виктория Ледерман, Елена Борода.
2. Подросткам интересна искренняя, честная, доверительная интонация. Возможность найти в книгах отражение их бед и переживаний, проговорить их в разговоре с писателем, сделать важные внутренние открытия.
Подростки ценят и приметы времени: в современных текстах упоминаются соцсети, мобильные телефоны, и, что важно, герои-дети по ним не созваниваются, а переписываются.
Однако проблематика, конечно, вечная: первая любовь, первая работа, предательство, дружба, недовольство внешностью, поиски себя.
3. Меня радует продолжение традиций школьного рассказа. В моём детстве это были рассказы Николая Носова и Виктора Драгунского. В наше время их традиции продолжают Елена Ракитина («Большое путешествие домой») и Виктория Ледерман (рассказы о Диме Василькине). Тема получает развитие и в юмористических рассказах: в издательстве «Аквилегия-М» выходят целые сборники смешных рассказов для детей («Школьные прикольные истории» и др.), а также, наоборот, звучат рассказы задумчивые, призывающие поразмышлять, погрустить, подумать о серьёзности жизни (это сборники издательства «Волчок»).
Школьная повесть по-прежнему очень популярна, хотя сейчас и добавлены современные реалии: дети-герои ведут блоги, а травля и буллинг перешли из классов в киберпространство, однако герои по-прежнему успешно справляются с этими проблемами с помощью взрослых.
4. Литература для «молодых взрослых» популярна, потому что часто включает в себя ощущение внутренней свободы и рефлексии. Например, был расцвет автофикшна — литературы, где герой погружается во внутренние переживания и исследует их. Думаю, из этой литературы вырастает современная взрослая литература, которую я очень люблю читать (книги Екатерины Манойло, Евгении Некрасовой, Веры Богдановой, Ислама Ханипаева). Там по-прежнему много рефлексии и переживаний, но уже о взрослой жизни. А янг эдалт — это возможность для взрослого ещё немного задержаться в состоянии старшего подростка, ощутить и свободу (весь мир перед тобой), и скованность (весь мир перед тобой, но уже маячит взрослая ответственность за поступки, и ты начинаешь думать-думать-думать).
Мне нравятся добрые герои. Например, добрый педагог Виолетта Фиолетовна у Натальи Вишняковой, которая помогает мальчику с дислексией. Или Инга, которая становится другом Игорю в книге Юлии Мазуровой «Особый случай». Я думаю, какими бы ни были новые обстоятельства, доброта и поддержка помогут всегда.