Мир художника К.Курбанова
Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 9, 2021
Язгуль Тиркишова — заместитель директора Историко-краеведческого музея Марыйской области.
Национальные история и традиции наложили печать неповторимого своеобразия на эстетику восприятия мира туркменскими художниками. Живые формы традиционного искусства, пропитанные духом нового времени, широко включены в сегодняшнюю панораму туркменской культуры. Современные мастера, тонко ощущая выразительные возможности этих художественных форм, смело вводят в традиционные сюжеты новые свободные ритмы и цветосочетания, будто оживляя дух эпоса и народных поэм. Среди тех, в чьем творчестве это особенно заметно, — заслуженный деятель искусств Туркменистана Курбангельды Курбанов.
Жанровые пристрастия мастера и профессиональный набор способов самовыражения органично «перетекают» из одной территории искусства в другую. Это живопись и графика, театр и кино и, наконец, музейное экспонирование и дизайн. Его мастерская напоминает картинную галерею. Полотна, несущие мощный энергетический заряд, создают в «кабинете» автора особую атмосферу. Доведенные мастером до знака, символа, лаконичные образы раздвигают перед вдумчивым зрителем пределы привычной реальности. Наличие ритма, внутренней гармонии, созвучия цвета и линий — главное отличие работ мастера.
Значительное место в его творчестве занимают сюжетные картины. Говорят, что любовь к жизни, к людям расширяет горизонты души и представления человека о мире. Конечно, у каждого это проявляется субъективно, в зависимости от интеллекта и духовных качеств. Курбангельды Курбанов с восхищением вглядывается в окружающий мир — будь то мир людей или природы, — пытаясь понять смысл жизни, раскрыть красоту мироздания. Работы мастера — это воплощенные в зрительных образах внутренние монологи, размышления о вечных противоречиях мира, в них читаются то легкая грусть, то всплеск игры, озорства, утонченной иронии.
Много лет назад юноша из села Кесе-яб, постигая академическую правильность линий, проникся ритмами цветовых соотношений. В это время он много пишет с натуры, пытаясь овладеть специфически живописными средствами выразительности. Он оттачивает мастерство и постоянно ведет поиск, уделяя много внимания проблемам композиции, пластики, ритма, цвета и фактуры. Молодой художник использует приемы живописи, подсказанные ему не только знаниями, но и вдохновением.
В ранних работах мастера не столь сильно ощущается ритмичность, здесь больше лирики. Они лаконичны, менее контрастны, и в них доминирует один локальный цвет — но при этом художник очень умело пользуется различием тонов. Персонажами картин становятся люди и события, сохранившиеся в памяти художника как образы и эпизоды детства и юности. Его герои ценны как своеобразное мерило человеческих качеств — искренности и доброты. Есть в них некая внутренняя духовная сила, та, что помогает противостоять бедам и горестям, проносить свет любви сквозь годы.
Со временем Курбангельды сформировался как неординарный художник, тонко ощущающий малейшие нюансы цветовой гаммы. Складывается характерная для него живописная техника: широкая первая пропись — и по ней легкие, мелкие мазки, дающие тонкие переходы от одного цвета к другому. Нежных тональных переходов художник достигает благодаря тщательно подобранной палитре. Возникает та «дождливая» прозрачность письма с как бы «размытыми» цветовыми пятнами, безупречно прекрасные формы с перламутрово-дымчатым колоритом. Смотришь на работы Курбангельды Курбанова — и невольно превращаешься из созерцателя в… слушателя: хорошо знакомая восточному человеку с детства народная мелодия улавливается в портретах, пейзажах, мифических сюжетах, декоративных композициях. «Художник как музыкант, но вместо нот он использует краски, линии, формы. Так он создает свой ритм, свою музыку», — уверен Курбангельды Курбанов.
Основная тема работ автора — это история народа, родная природа, образы современников, обычных людей, все, что их окружает. Вместе с тем его творческий почерк уникален, его невозможно ограничить рамками того или иного направления. Передавая свое видение мира языком красок, художник предлагает зрителю поразмыслить о жизни, ее ценностях в прошлом и настоящем. В его работах кристальная свежесть чувств и наивная доброта, составляющая основу народной философии и поэзии. В его полотнах нет неистовых, рассчитанных на эффектность сцен, страстных противоречий. Ему нравится находить в обычных вещах, моментах жизни что-то простое, но в то же время чрезвычайно значимое.
«Для меня нет ничего дороже родных мест, это моя главная бесконечная тема, — делится размышлениями Курбангельды. — Я счастлив, что вижу и воспеваю в своих работах процветание моей страны».
Чем ближе знакомишься с творчеством мастера, тем больше восхищаешься его умением передавать настроение в картине, хрупкое и неуловимое очарование момента. Посредством гармонии цвета и линий он вносит в свои творения сакрально-философский смысл. Природа на его картинах расцветает в своей неисчерпаемой светлой и беспредельной красоте. Художник уловил мимолетную мелодию красок природы. Смотреть на это можно долго, и оторваться невозможно.
Глазами странника, полюбившего строгую красоту древних архитектурных памятников, зрители видят древний Мерв, теме которого посвящена графическая серия. Колористическая гамма работ выдержана в благородном сочетании теплых и холодных тонов, что особенно подчеркивает строгость памятников Мерва. Художник использовал акварель и гуашь насыщенных цветов, глубже раскрывающие образ дополнительные детали и символы, с помощью которых отобразил высокую культуру предков, их духовность, стремление к знаниям. Автору удалось создать сказочно прекрасный, таинственный в своей неизведанности образ прошлого. Перед такими работами останавливаешься с благоговением и наслаждаешься равновесием, которое устанавливается в душе.
Художник давно известен и как мастер графики. Среди источников его творческого вдохновения — книги Чингиза Айтматова. Графические размышления на темы произведений Айтматова отличаются глубиной философских обобщений. В этих работах мастер достигает особой свободы самовыражения и пластической независимости, проявляя своеобразную смелость и импровизацию. Собственный внутренний мир, идею и замысел, отношение к окружающему художник передает через символы и метафоры. «Вместе с Айтматовым я словно заново прошел весь жизненный путь, мысленно возвращаясь к старым временам, к полюбившимся с детства образам», — говорит Курбангельды.
Ярким моментом в творческой биографии мастера стала поездка во Францию. Многие из эскизов, привезенных из этой поездки, отличают дерзкое, импрессионистическое видение мотива и экспрессивный мазок кисти. Автор не боится использовать неожиданные сочетания красок. В каждом случае у мастера цвет служит замыслу картины, отражает суть произведения. Увидев эти картины, понимаешь смысл, логику и красоту ломаных линий, углов и даже мир начинаешь воспринимать по-новому.
Одним из значительных событий последних лет стало появление картин серии «Великий Шелковый путь». Вдохновленный историей этого своеобразного моста связи культур и торговых интересов разных стран, мастер внимание на выражении идеи пути как некоего живого динамичного организма, испытавшего и расцвет, и падение.
Каждое полотно для живописца — духовное самосовершенствование, поиск творческого пути, гармонии формы и цвета. Грамотная постановка и решение композиционных задач, изысканность линий, символизм образов, плодотворное использование графических приемов — основа его творческого метода. Возможно, в этом стремлении выразить себя и заключается успех Курбангельды Курбанова, художника, влюбленного в свою страну, для которого краски — это ноты, поющие на холсте вечную песню о любви и красоте.