Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 9, 2019
О чем говорят блогеры? Какие темы их волнуют? Как авторы, пишущие для разных платформ, представляют себе основные тренды в развитии литературного блогинга? «Дружба Народов» продолжает эксперименты. На этот раз мы решили организовать площадку для разговора Яны Семешкиной (инстаграм-блогера и ведущей подкаста Fabula Rasa) с Сергеем Лебеденко (автором подкаста и Телеграм-канала «Книги жарь») и предоставить им полную свободу общения. Результатом оказался чрезвычайно профессиональный и детальный разговор о популярности подкастов, идентичности литературных блогеров и о личном брендинге.
Яна Семешкина: Последние два года стали знаковыми для литературных блогеров. На них обратили внимание «старшие коллеги» — эксперты и критики. Как следствие, появились премии для книжных блогеров, толстые журналы начали приглашать авторов блогов в колумнисты. Почему именно сейчас на них обратили внимание, ведь пришли они в литературный процесс довольно давно?
Cергей Лебеденко: У дискуссии вокруг литературных блогеров есть технические и социальные причины. Технические причины состоят в том, что Телеграм на сегодняшний день — наиболее развитый мессенджер из всех. Это площадка для общения, которая привлекает к себе внимание максимально широкой аудитории. Там сидят все: от айтишников до медиков. Многие из них читают. Чтение становится распространенным способом времяпрепровождения. Рост аудитории литературных каналов совпал с ростом Телеграма как площадки. Было небольшое проседание, когда Телеграм заблокировали в России, но дальше последовал бурный рост, и он до сих пор продолжается. А что касается социальных причин, раньше литературный блогинг был сосредоточен во Вконтакте, Instagram, Facebook и ЖЖ. Но эти площадки не были сосредоточены на тексте. Никто не открывает Вконтакте, чтобы почитать большой текстовый блок. Facebook превратился в общение по кругу интересов. А Instagram — это, в первую очередь, «визуалка». Телеграм же — площадка, где у автора в распоряжении максимальное количество инструментов для оформления текста. В результате многие авторы ушли из ЖЖ в Телеграм, потому что ЖЖ перестал быть платформой, которой пользуются все и которую все читают. Фейсбучные авторы тоже перемещаются в Tелеграм. Многие литературные критики завели свои Телеграм-блоги. Теперь они пишут не только в толстые журналы, но и в личный блог. Произошла массовая миграция в Телеграм разных авторов и одновременно происходит миграция аудитории. Все это сталкивается и порождает такое большое явление, как литературный блогинг, который сегодня на острие благодаря Телеграму.
Я.С.: Сначала появился Телеграм-канал «Книги жарь», который через полтора года перерос в одноименный подкаст. В какой момент ты решил попробовать новую площадку? И почему этой площадкой стал именно подкастинг, а не, скажем, Youtube?
С.Л.: Подкаст был идеей моего соавтора Ани Правдюк, она предложила сделать подкаст про книжки. Я подумал, почему бы и нет. Мне нравится разговаривать про литературу. В итоге получился такой формат. Про Youtube я думал, но прежде чем что-то делать, мне следует подробно изучить, как это работает. В Youtube, чтобы все выглядело достойно, нужно оборудование и четкое понимание процесса. Если я дополнительно изучу эту тему, то займусь своим видеоканалом. Но пока у меня нет на это ресурсов. Ни энергии, ни времени. Просто очень много дел.
Я.С.: Литературные подкасты становятся популярным жанром. Каждые два месяца появляются новые аудиоблоги. С чем связан рост книжных подкастов на российском рынке?
С.Л.: Растут не только литературные подкасты, растет количество книжных клубов. Людям просто негде было говорить о книгах, а большая часть подкастов — это как раз обсуждение литературы, которая выходит прямо сейчас. По сути, это разговор с невидимым собеседником. Дополнительный книжный клуб, который происходит у тебя в ушах. Из-за того что раньше вообще не было никакой возможности поговорить о книгах, читатели оставались изолированной группой. Теперь появилась возможность послушать актуальные литературные темы, а потом обсудить их с друзьями в книжном клубе. Всплеск литературных подкастов обусловлен кризисом ниши — людям не с кем обсуждать прочитанное. У нас до «Горького» не было специального издания про литературу. Была Colta, были какие-то публикации в The Village, «Афише», но не было широкой волны блогов и медиа о литературе. Пока большие издания закрывали свои литературные колонки, закончилась «эпоха Данилкина», назовем ее так, а потом началась «эпоха Юзефович» в 2015 году. Тогда же появились «Горький» и колонка Галины Леонидовны в «Медузе». С того момента начал происходить рост ниши, сначала появились специализированные литературные медиа, а вслед за ними и блогеры, которые перекочевали на новые площадки. Многие из них пришли в Телеграм с Livelib. Например, Вера Котенко, автор блога «Книгиня про книги». А что касается подкастов, то их рост встраивается в тренд оффлайна. Люди устают от информационного пузыря, им нравится слушать живой голос в ушах.
Я.С.: Блогеров довольно часто обвиняют в том, что они пишут о книгах для того, чтобы в конечном счете рассказать о себе. Расцениваешь ли ты свой блог как инструмент личного бренда?
С.Л.: Есть такая книга «Анатомия критики», которую написал Нортроп Фрай. Она о том, что любой литературный критик, как бы он ни отстранялся от личных вкусов и пристрастий, включает в анализ текста свои идеологические, социальные и вкусовые предпочтения. Мы не можем выдать «нулевой текст», лишенный наших пристрастий, просто потому что мы не нейросеть. Получается, что между блогерским и критическим текстом — с точки зрения объективности — нет особой разницы. Она лишь в аппарате интерпретации и в наборе инструментов, которые автор использует в рецензии. Даже Белинский всегда относился к критике как к инструменту, при помощи которого можно донести свои этические воззрения до читателя.
Я.С.: Сегодня каждый, кто называет себя книжным блогером, является таковым? Или все-таки нет?
С.Л.: Главный критерий для книжного блогера — постараться полноценно оценить книгу с разных ее сторон и понять, почему автор написал ее именно так, а не иначе. Что в этой книге работает конкретно для тебя, как для читателя, а что не сработало и почему? То есть высказать честное мнение и при этом попытаться быть максимально объективным. Всё. Дальше уже начинаются особенности подачи информации.
Я.С.: Как ты считаешь, к чему идет литературный блогинг? Какие тенденции мы будем наблюдать в ближайшие два года?
С.Л.: Довольно сложно загадывать. Особенно сейчас. За два года может измениться вообще все. Кто бы мог сказать два года назад, что будет такой взлет интереса к литературным блогам? Я думаю, нас ждет рост оффлайн форматов, блогеры будут объединяться в группы, чтобы сделать что-то в оффлайне, сейчас все большую популярность набирает сторителлинг, связанный с живыми перфомансами и спектаклями. Я думаю, что литературный блогинг тоже пойдет в эту сторону. Книжный перфоманс (синхронное чтение, литературные вайны, гадания на книгах), который уже есть в соцсетях, выйдет в оффлайн.