Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 9, 2017
Представленные на вклейке работы художников стран Балтии должны были экспонироваться на XX Московском международном художественном салоне «ЦДХ-2017». Но, увы, в силу целого ряда важных, но нетворческих обстоятельств этот Салон, который должен был стать юбилейным, не состоялся. А ведь его подготовка была практически завершена, и был подготовлен к сдаче в печать каталог Салона, в котором участвовали и работы, предоставленные Союзами художников Латвии, Литвы и Эстонии.
Стоит заметить, что Союзы художников этих стран, хотя и не являлись членами Международной конфедерации Союзов художников, на протяжении пятнадцати лет были непременными участниками салонов и только в последние годы в силу политических обстоятельств не привозили свои работы в Москву. Тем более досадно, что в этом году художники стран Балтии были готовы участвовать, но теперь уже наши внутренние обстоятельства им этого не позволили.
В Западной Европе объединение художников в национальные Союзы не распространено, однако в странах Балтии Союзы художников, будучи рудиментом советского устройства, сохранились и успешно ведут свою деятельность.
Но дело, конечно, не в этих, довольно формальных принципах объединения, а в том, что прибалтийские художники не отказываются решительно от фигуративного искусства и традиций реализма, а смело экспериментируют с формой, создавая произведения, вступающие в диалог со зрителем, провоцируя с его стороны соучастие, сотворчество. И такой активной творческой позицией вызывают, как правило, значительный зрительский интерес.
Так, Рихардс Делверс (род. 1968), окончивший в 1995 году Латвийскую академию художеств, активно экспонирует свои работы, став участником более 60 выставок в своей стране и во многих странах мира. Назвав одну из пейзажных работ «Nature morte», он как бы сдирает с этих латинских слов приставшее к ним жанровое определение натюрморта и возвращает им первоначальное значение – «мертвая природа». И пейзаж с таким названием обретает иное звучание.
Молодой живописец Отто Зитманис (род. 1980), стремительно обретший известность, работает в стилистике условного фантастического реализма, где сквозь буйство красок и экспрессию проступают ирония и едкий сарказм, как в его полотне «Скоро будешь свободным».
Сигита Даугуле (род. 1971) выплескивает на свои холсты причудливый и многогранный Космос, вмещающий в себя и прочитанные ею книги классиков мировой литературы, и воссозданные внутренним видением художника сюжеты. Ее работы обращены к образованному зрителю, готовому к внутренней работе, необходимой для того, чтобы сопоставить, скажем, собственные представления о Прусте с тем образом, который проступает сквозь сумрачный хаос на полотне «Поиск потерянного времени».
Оригинальные поиски образных решений ведут и художники Литвы.
Рамунас Грикявичус (род. 1964) из Паневежиса, член Союза художников Литовской Республики с 1997 года, нащупывает своим внутренним взором необычное во вроде бы привычном и банальном окружающем мире. Он делает «героями» своих полотен то ступени старой лестницы («Лестница Grigas»), то линию горизонта, перекрытую стеной («Horizon Line»), а то и лампочку-времянку, кое-как подвешенную под потолком («Искусственный свет»). Такая авторская дегероизация побуждает зрителя смотреть вокруг себя другими глазами.
Кристина Алишаускайте (род. 1984), участница многочисленных выставок, в том числе и ярмарки «Арт-Москва в Центральном Доме Художника», в своих портретных работах то эпатирует зрителя акцентом на вроде бы незначительной детали («Черные тени для век»), то дает безбрежный простор для зрительских домыслов, оставляя пустым овал лица («Кто ты?»).
Представитель старшего поколения литовских художников Вигантас Паукште (род. 1957) создает свои фантасмагорические образы в стилистике психоделического хоррора, вызывая фигурами-призраками и контрастными красками чувство ирреальности происходящего («Свет»).
Самобытными творческими поисками пропитаны и работы эстонских живописцев.
Марию Сидляревич (род. 1982) интересует создание лаконичных визуальных образов, она смело экспериментирует в техниках живописи и графики, находит порой парадоксальные композиционные решения («Маман»). В 2014 году она закончила Эстонскую Художественную Академию, с 2015 года является председателем Союза Живописцев Эстонии.
Манера Эйнара Вене (род. 1952) хорошо знакома эстонскому зрителю и легко узнаваема. В картинах Вене можно встретить как христианскую символику («Скрипка без струн»), так и мифологию разных культур и народов. Его полотна наполнены философскими аллюзиями, сказочными реалиями, в которых обитают герои, своим обликом напоминающие персонажей искусства эпохи Кватроченто. Также в некоторых работах можно встретить и прямые цитаты из таких классиков эпохи Возрождения, как братья ван Эйк, Иероним Босх или Питер Брейгель.