Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 8, 2009
Случай неожиданный: в “Книжном развале” — рецензии на книги одного-единственного автора — Александра Мелихова. Почти одновременно их появилось целых три — и публицистика, и проза. И все они — что редкость для литературы последнего десятилетия — заставляют размышлять о его взглядах на жизнь, вопросах мировоззренческих, о системе идей.
Яков Гордин
“Биробиджан — Земля обетованная”
Александр Мелихов. Биробиджан — Земля обетованная. — М.: Текст, 2009.
Александр Мелихов в современной литературе — один из наиболее глубоко и нетривиально думающих писателей. В частности, последние годы его волнует проблема самоидентификации “русского еврейства”.
Задачи, которые он ставит перед собой, — не просто исследование явлений, но поиски путей выхода из фундаментального психологического кризиса, в который загнал себя человек.
Если в своих романах Мелихов остается в сфере частного существования героев, то в публицистике он, естественным образом, выходит в сферы социально-политические.
Примером тому его работа “Биробиджан — земля обетованная”.
В романе “Красный Сион”, который по своей напряженной трагичности не может, на мой взгляд, оставить равнодушным ни одного нормального человека, прослеживаются конкретные человеческие судьбы. В публицистической работе “Биробиджан — земля обетованная” исследуется явление — феномен реализации мечты евреев о своем государстве.
Одна из основных идей Мелихова — миром движет человеческая мечта. По его выражению — греза. “Грезы штука такая: чем внимательнее в них вглядываешься, тем меньше от них остается. И все же — почему бы не помечтать? Без примеси утопизма невозможна никакая длительная совместная работа на будущее. О человеческой страсти творить утопии можно сказать ровно то же, что и обо всех иных человеческих страстях: с ними опасно — без них невозможно”.
Мелихов предельно внимательно всматривается в утопический мир, построенный отнюдь не только человеческим воображением, но и жестким человеческим расчетом.
История создания Еврейской автономной области в Приамурье — история, с одной стороны, вдохновенной мечты, с другой — циничного обмана.
В исследовании Мелихова две составляющие: одна — зловещая политическая игра, проводимая Сталиным и его подручными; другая — искреннее стремление советских и зарубежных евреев обрести свою землю и доказать, что они способны в любых условиях построить “свой дом”. Свою работу Мелихов начинает со злободневной полемики — сегодняшние примитивные антисемиты разных мастей, более сложные явления — двухтомный труд Солженицына, идеологические парадоксы коммунистов и так далее. Но главное — не это. “Пришло время поразмыслить, что из этой попытки создать для евреев новую родину, где бы они могли стать “нацией как нацией”, все-таки получилось, а что провалилось без следа, сколько в этом строительстве Земли обетованной было утопического, а сколько прагматического, сколько романтического, а сколько цинического, сколько демагогического, а сколько искреннего, — и какими уроками биробиджанского подвига и биробиджанской трагедии мы сегодня могли бы воспользоваться”.
Смысл работы Мелихова именно в том и состоит, что он по своему обыкновению старается разглядеть в кромешной, казалось бы, трагедии и некое плодотворное начало, в крушении мечты — утопии — надежду на возникновение новой мечты.