Рассказ. Перевод М.Гусейнзаде
Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 3, 2006
После вечернего выпуска новостей Город прильнул к телевизорам в ожидании прогноза погоды. “Завтра вероятен верблюжий дождь”, — объявила ведущая. И все облегченно вздохнули. Два дня назад с неба падали львы, и это было гораздо опасней.
* * *
Львов и на этот раз удалось как-то обмануть. Сами львы называли это “наложить заклятие” и, вообще-то говоря, люто ненавидели. Их отправили в зоопарк, хотя места там на всех уже не хватало и приходилось размещать по пять—десять голов в одной клетке. Поэтому сейчас для Города главной проблемой стало каким-то образом разместить львов, еще не отошедших от действия заклятия. Предложения выдвигались самые разные, они тут же по компьютерным каналам публиковались для всеобщего обсуждения. Самую интересную идею выдвинула Академия наук:
— Надо выдрессировать львов и создать из них настоящую боевую группу.
Было бы целесообразным привлечь к этой работе тех, кто знает львиный язык, а
также военных.
Министерство культуры предлагало выделить большую территорию и построить новый зоопарк для львов. То есть создать настоящую саванну, так, чтобы львы чувствовали себя в естественной среде. К этой работе планировалось привлечь иностранные инвестиции.
Несколько резкое предложение поступило от сотрудников совместного объединения “Мех-Кожа-Шуба — Свободное пространство”:
— Убийство львов и экспорт их шкур может вызвать серьезный метеоритный дождь на Город …
Одно из предложений было настолько забавным, что даже дикторша телевидения не смогла сдержать улыбки:
— Необходимо открыть школу для львов. Занятия вести на их языке, наш
долг — развивать их культуру.
Это была совместная инициатива Комитета по защите животных и Министерства образования.
* * *
…Верблюды падали из облаков, как тяжелый дождь. Заклинателям, отдавшим все силы работе со львами, разрешили немного передохнуть, прийти в себя. Однако верблюжий дождь не прекращался, и потому было принято решение вновь обратиться к помощи заклинателей.
Пролетая в облаках, один верблюд сказал другому:
— А эти человеки совсем не трусливы… — не успев договорить, он с грохотом упал на землю, но тут же резво вскочил на ноги.
Часть верблюдов, упавших на землю, оставались лежать на боку — видно, паря в воздухе, они неверно выбрали точку приземления, другие хоть и с трудом, но вставали и, подняв горбы, колыхались, как паруса, разбегаясь по степи.
Суматоха продолжалась до прихода заклинателей.
Уставшие заклинатели не могли в полную силу читать свои заклинания, во всяком случае, пока один из верблюдов не выразил желания добровольно подняться в недавно построенный огромный аэробус Magnus-180, оснащенный мощным электромагнитным двигателем.
— Даже если они все залезут в эту машину, — ворчали заклинатели, — куда их отправлять?
— Сначала надо было создать саванну, а потом уже думать об этом.
— Давайте запустим их ко львам. Правда, это жестоко. Опять поднимется кутерьма. Зато мы сможем хоть немного передохнуть.
* * *
Наконец верблюжий дождь иссяк. Львы в клетках, глотая слюнки, смотрели, как верблюды покорными овечками выпрыгивают из Magnus-180. Заклинателям действительно удалось кое-как наложить на верблюдов заклятие и доставить их к зоопарку. Жители города, те, кто посмелее, подходили ближе, другие наблюдали эту картину издали.
Пожилой мужчина, державший за руку внука, повернулся к верблюдам. Ребенок никак не соглашался смотреть на животных, он плакал и просился домой.
— Ты погляди, это же настоящий верблюд, — говорил мужчина, стараясь успокоить мальчика.
— Я домой хочу, пойдем домой, — хныкал ребенок.
— Да ты хоть посмотри, ведь ты никогда в жизни не видел живых верблюдов.
— Не хочу верблюдов. Домой хочу. Скоро начнется “Корабль в пустыне”.
Пойдем… Я уже видел верблюда…
“Корабль в пустыне” был сейчас самым модным, самым любимым вирвизуальным фильмом. Корабль с самыми разными животными на борту “плыл” по пустыне, и по твоему желанию любой из его обитателей мог перешагнуть экран телевизора и оказаться в комнате. Вирвизуальный экран был новейшим достижением науки и техники и считался очень дорогим удовольствием. Если бы дед, собрав всю свою последующую пенсию, не помог семье, то купить такой экран им было бы не под силу. Но очень уж просил внук. Несмотря на прорехи в бюджете, экран все же купили. И вот теперь внук рвался посмотреть очередную серию фильма.
— Ну ты и упрямец. Ладно, идем домой. Только этот верблюд не такой,
как в твоем корабле. Это настоящий верблюд. А тот… Эх…
— Нет, тот верблюд лучше. Он мой друг. Он разговаривает со мной. Он
ждет меня.
* * *
Заклинателям удалось наконец согнать верблюдов к зоопарку, хотя, кто знает, может быть, некоторым и удалось убежать. Состоялось маленькое совещание.
— Можно ли сделать так, чтобы львы не тронули верблюдов? Смотрите, как они пожирают глазами этих бедолаг…
— Конечно, нет. Никакими заклинаниями мы не сможем накормить львов.
— И какой же выход?
Вопрос стоял остро, и выбившиеся из сил заклинатели безуспешно искали на него ответ.
Дед с внуком добрались до своего дома. Внук очень торопился. Время уже подходило к часу Луны.
— Скорей, дедушка, скорей… — нетерпеливо твердил внук.
Дома мальчик быстро проскочил мимо матери и бросился к вирвизуальному экрану.
— Я пришел! — Он выкрикнул пароль так громко, что от его голоса зазвенела посуда.
Вирвизуальный экран тут же засветился. Ребенок вперил глаза в экран и тихо сказал бесшумно усевшемуся в кресло деду:
— Дедушка, сейчас сам увидишь. Этот верблюд гораздо красивей тех.
* * *
Заключительное слово на летучем совещании заклинателей взял член городской Комиссии по урегулированию конфликтов между жителями Города и животными. Измученные заклинатели немедленно приняли предложение, суть которого заключалась в следующем: необходимо задействовать группу посредников. Добиться от львов обещания, что они не тронут верблюдов. А после того как заклинатели восстановят свои силы, надо будет вновь использовать заклятие против львов и решать, что делать с верблюдами. На вопрос: “А что мы можем обещать львам?” — член комиссии недовольно проворчал: “Создать для них саванну”. Кстати, это было и одним из предложений общественности.
* * *
Никто не верил, что проблема может решиться с такой легкостью. Час Луны уже наступил, все устали. Представитель посредников, вернувшись после переговоров со львами, дал интервью сперва государственной, а затем и частным телекомпаниям. Львы после недолгого совещания приняли наши предложения, заявил он. “Мы согласны на все, лишь бы ни приходили заклинатели”, — сказали они. Город облегченно вздохнул.
* * *
…Корабль, медленно приближаясь по песчаному морю, становился все больше. Ребенок с нетерпением ждал мгновения, когда можно будет нажать расположенную под экраном кнопку вирсекунды, потому что только после этого обитатели корабля могли войти в комнату. Сидящий в напряжении дед тоже терял терпение.
— Время! — закричал ребенок и, как только корабль пересек виртуально-визуальную границу, нажал на кнопку. — Хочу верблюда, — зачарованно прошептал он.
И тут же возникло герметическое ощущение, что огромный корабль, пробив вирвизуальный экран, вплывет сейчас в комнату. Всякий раз мальчику казалось, что стоит только протянуть руку и можно будет коснуться палубы. Даже дед на первых порах попадался на эту удочку. Однако все происходило иначе. От носа корабля протянулась лунная дорожка, и на ней показался верблюд.
Сначала верблюд был маленьким, потом стал расти. И к тому времени, когда, пройдя по дорожке, перешагнул вирвизуальный экран и появился в комнате, он вырос уже до натуральных размеров. Ребенок замер от радости и изумления. Перед ним стоял созданный им, живой вирвизуальный верблюд.
— Ну ладно, хватит, вернем его на корабль. А то он загадит здесь все вокруг. Да, внучек?! — предложил дед. — Час Луны уже заканчивается, а ты еще не ушел в свою сказку. Давай-ка выключим этот экран. Хватит на сегодня. — В последнее время дедушка с некоторым подозрением относился ко всем этим технологическим новшествам. — Видишь, вот и сказка уже тебя заждалась.
— Не хочу сказки. Хочу этого верблюда. Пусть он остается у нас, — наконец-то смог выговорить мальчик. Он, кажется, начинал верить в реальность происходящего.
Мать с дедом переглянулись. Что делать? Мальчик упрямится. Это до добра не доведет. Отказ уходить в сказку означает плохой сон, а это, в свою очередь, приведет к тому, что будет потеряна крупица часа Солнца и ребенок может опоздать в школу.
— Хорошо, согласны. Мы отведем верблюда во двор. Только имей в виду —
завтра он уходит на свой корабль, — решила мать.
Ребенок радостно подключил вирвизуальный экран к системе постоянной энергии и, взглянув на деда с видом победителя, ухватился за веревку, висевшую на шее верблюда. Оба — мальчик и верблюд — вышли во двор.
* * *
Стало известно, что львы решили обратиться в Комиссию по урегулированию с требованием оставить их клетки открытыми. “Если мы достигли договоренности и обязались не трогать верблюдов, то для чего нас держат взаперти в тесных клетках?! Может быть, нам не доверяют? Мы расцениваем это как оскорбление. Ведь мы же дали слово”, — говорилось в заявлении, которое старый лев направил председателю Комиссии по урегулированию.
Замки были сняты. Львы вышли из клеток и теперь мирно прогуливались среди верблюдов. Но в этом спокойствии таился ужас. В воздухе повисло предчувствие чего-то неминуемого. Наконец в пору вечерней Луны наступил час помощи неведомого… От Луны прямо к воротам зоопарка протянулась лунная дорожка. По ней потянулись на Луну боящиеся до той поры даже пикнуть, а теперь облегченно вздохнувшие верблюды. И тогда львы поняли, что вступил в действие первый пункт соглашения между ними и жителями Города.
* * *
Тень последнего верблюда еще колыхалась на лунной дорожке, когда воцарилась странная тишина. Но длилась она недолго. Львы, еще не видя заклинателей, почуяли их приближение и все поняли. “Предательство! Все разговоры о саванне — ложь. Нас обманули!” Львы ревели, началась невообразимая суматоха. Но теперь их рев никого уже не мог испугать. Заклинатели полностью овладели ситуацией. Не прошло и нескольких минут, как ни один из львов уже не мог подняться. Восстановившие свои силы заклинатели легко поднимали распростершихся на земле под действием заклятия львов и бросали их в клетки. Обманутые львы обо всем забыли. На их веки каменной тяжестью давили экстрамагнитные излучения, постепенно погружая животных в сон.
Не будь этого, будущее львов долго еще оставалось бы для Города неразрешимой проблемой. Позже телекомментаторы выяснили, что, оказавшись с мальчиком во дворе, верблюд стал вести себя странно. Он перестал подчиняться мальчику и, не обращая внимания на его приказы, вышел на улицу. Вирвизуальный экран был уже не в состоянии управлять им. Неожиданно для всех, без сенсорной команды с ближайшей космической системы управления, верблюд направился в сторону зоопарка. Ходили слухи, что он якобы побежал к своим собратьям и тоже хотел уйти по лунной дорожке. Будто бы его цель была вырваться из вирвизуального пространства.
Мальчик бежал за верблюдом до самого зоопарка. У самых ворот верблюд понял, что по лунной дорожке поднимается последний из уходящих. Вирвизуальный верблюд стоял перед самой дорожкой. Из глаз его текли слезы. Дорожка и последний верблюд исчезали из поля зрения. Одна из частных телекомпаний, вошедшая в недозволенную зону, за что ее позже серьезно наказали лишением лунных программ, утверждала, что лунная дорожка будто бы хотела помочь вирвизуальному верблюду.
И тогда произошло то самое событие. Вот как рассказывал о нем ребенок:
— Я прибежал и увидел, что верблюд уже плачет.
В это время на львов в клетках перестало действовать заклятие — это было самым странным и необъяснимым: львы освобождались от заклятия и выходили из клеток.
Позже, представ перед Комиссией по расследованию, заклинатели, естественно, не смогли объяснить, как была допущена подобная безответственность и почему клетки остались незапертыми. Телекомментаторы говорили, что это следствие царящей среди заклинателей самоуверенности. Специалисты, анализируя причины самовольного выхода львов из-под действия заклятия, говорили о возникновении в электромагнитной атмосфере неизвестных возбуждающих импульсов, вызванных появлением лунной дорожки. Эти импульсы, утверждали они, не что иное, как лучи, распространяемые водно-солевым раствором — слезами верблюда. Впоследствии эта гипотеза нашла научное подтверждение — были проведены серьезные термоэлектрические исследования неизвестного раствора, которые легли в основу одной из статей Кодекса освобождения из-под заклятия.
Специалистов удивило и то, что вырвавшиеся из клеток львы обступили верблюда и ребенка и долго держали их в осаде. Те стояли, в страхе прижавшись друг к другу. “Нас обманули — месть, месть!” — грозно рычали львы. На место происшествия прибежали мать и дед. Подоспела даже группа посредников. Но ни они, ни срочно прибывшие группы обеспечения безопасности не могли пробиться через кольцо львов на помощь ребенку и верблюду. Трагедия была предотвращена неожиданно и сама собой.
— Мы не сделаем этого! — воскликнул старый лев, до того молча сидевший на задних лапах и, прищурив глаза, внимательно наблюдал за происходящим. В ответ раздался гневный рык, но старый лев повторил: — Мы не сделаем этого! Мы
уходим, — добавил он. — Жители Города обманули нас. Мы уходим, и отныне я во веки веков запрещаю львам проливаться дождем на этот Город.
Львы подчинились его приказу. Они длинным строем вышли из зоопарка и направились в сторону городских ворот.
Баку, 2003