Людмила Толич
Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 1, 2001
Людмила Толич
Не за такую независимость мы голосовалиГлас вопиющего…
Мнение об искусственном разделении русской нации не ново. Оно бытует в высказываниях известных российских политологов, историков, философов и многих других специалистов и неспециалистов в качестве субъективного или частного мнения, высказываемого, с моей точки зрения, достаточно объективно и деликатно по отношению к братским независимым державам.
Мне же, получившей вместе с державной независимостью и украинское гражданство, хотелось бы сегодня поговорить о "мироощущении" тех русских, которые остались волею исторических обстоятельств за границами России.
Противоестественный, спровоцированный определенным кланом политической элиты разрыв кровных уз народа, многовековая история которого соединила в единую семью "великороссов, малороссиян и белорусов, а также и всех тех или иных кровей российских граждан, которые подверглись процессу ассимиляции и считают себя русскими" (В. Шульгин) — не может не вызывать стыда и горечи у "национального меньшинства", "диаспоры", "русскоязычного населения", как именуют коренных русских граждан Украины. Беловежский сговор еще оценят наши потомки. Здравомыслящие граждане независимых держав рано или поздно, возможно, заставят своих правителей пойти по пути сближения и в конечном счете, быть может, даже объединиться в единое и неделимое государство, прежней мощи которого завидовали в мире многие.
Да простят меня украинцы, я оставляю за собой право считать себя человеком русским, являясь русской по рождению и при этом коренной одесситкой. И политики страны, лукавой формулировкой на референдуме одурачившие простодушный народ, не признавшие официально русский язык, язык среды обитания миллионов моих сограждан, вызывают у меня вполне определенные чувства. Ведь многомиллионная "диаспора" (странно все же, согласитесь, звучит это именование по отношению к коренным жителям бывшего Новороссийского края, Крыма, центральных и восточных областей Украины!) лишена возможности выразить свои чаяния в прессе и в эфире, объединиться в сколько-нибудь серьезное движение. Родина, как мать, дается человеку однажды, и нет ничего более противоестественного, чем, оставаясь у себя на родине, сделаться волею обстоятельств "диаспорой", попасть под определение, пригодное только для изгоев и эмигрантов! Вот в чем истинная трагедия миллионов русских.
Но как, ответьте мне, пожалуйста, противостоять сегодня искусственно раздуваемой истерии политических экстремистов, в чьих руках в значительной мере оказались эфир и пресса, поддерживаемые иностранным капиталом и местными нуворишами, вовсе не ставящими во главу угла интересы и нужды "быдла", к которому относят сегодня и профессиональную интеллигенцию, оставшуюся не у дел и лишенную средств достойного существования? Главная цель зарубежных инвесторов превратить кровоточащий раскол наших стран в непреодолимую пропасть и оттянуть Украину к противоположному (от России) полюсу мироустройства, так кто же станет поддерживать "русскую волну" при таком раскладе? Испокон веков единение народов определяли общие культурные ценности, их история. Как-то даже неловко вспоминать теперь, что колыбель земли русской — Киевская Русь, но позабыть об этом — все равно что вырвать собственное сердце или лишиться разума. Только что за дело до сердца и разума народа политиканам и олигархам, правящим тризну на поминках русской культуры в Украине? Даже православную Церковь иные готовы сокрушить в стране, развращенной западной пропагандой. Сладкий Запад противопоставляется суровой, консервативной, "имперской" России. Агрессивный примитив, с горем пополам овладевший навыками государственного языка титульной нации, не прочитавший ни одной книги на этом языке, кроме школьных учебников (в лучшем случае), говорящий на "суржике" и готовый на любой труд за любые деньги, лишенный социальных гарантий, личностного достоинства и изолированный от русских соотечественников не только в России, но и у себя на родине, — вот, увы, портрет среднестатистического русского гражданина Украины, которому предлагается "осознать себя украинцем", и чем скорее, тем лучше. Очевидно, что, с легкостью сменив гражданство и язык однажды, несложно это делать и дальше, мигрируя едва ли не во все доступные страны.
Недавно в одной из одесских школ ученикам предложили отметить на контурной карте мира места обитания украинских диаспор — пестрая получилась раскраска! И только один непутевый мальчишка тихо спросил:
"Чого ж воны втекли звидсы?"
Да, "втекли" и не спешат возвращаться в "вильну маты", а россказни про ущемление украинской культуры хороши для желторотых юнцов, потому что мы-то знаем, какими тиражами издавались украинские классики и современные писатели в 70-е и 80-е годы, сколько было народных ансамблей, выставок художественных промыслов и салонов с традиционными украинскими сувенирами. И не было такого застолья, где не звучало бы украинских песен, которые "спивалы" потомки русских первопроходцев, греческих и польских инсургентов, евреев, молдаван, литовцев и немцев, обрусевших в покрытых прахом веков интернациональных коленах.
Так отчего же устремляются "за бугор" молодые, образованные или просто выносливые и предприимчивые? Не евреи, кстати, а как раз "осознавшие себя украинцами". Сейчас это называется "экономической эмиграцией". Они бегут от нищеты из разоренной родины и, прижившись в эмиграции, с таким же успехом осознают себя аргентинцами или малайцами.
Кому же, как не мне, издателю и писателю, говорить об этом? Как умолчать о том, что русские писатели Украины ищут признания в России, в дальнем зарубежье, где угодно, но только не у себя на родине, не у своего читателя, благодарного и истосковавшегося по современной русской книге. Детективы и прочие коммерческие бестселлеры не в счет, поскольку пока еще (подчеркиваю особо) это чтиво доступно народу, по крайней мере по цене.
Я не стану обсуждать сейчас проблемы книгоиздания в Украине, но проблемы русской интеллигенции, ясно отдающей себе отчет в том, чем чревата насильственная ассимиляция коренного русского населения Украины, не стоит замалчивать. И прежде всего меня как литератора волнуют, конечно же, проблемы словесности "южнорусской провинции". Проблемы литераторов "Южной Пальмиры" — писателей-одесситов, чей вклад в русскую литературу настолько весом, что не нуждается ни в каких комментариях. Да, сегодня еще находятся смельчаки, спонсирующие мизерные "представительские" тиражи русских книг одесских писателей, но кто сможет прочесть их книги, если тиражи таких изданий 500-1000 экземпляров? Если практически не существует обязательной рассылки новых изданий даже в областные библиотеки? Конечно, некоторые писатели по-прежнему едут "на Москву" и там находят издателей, или сами украинские издатели, подготовив книгу к печати, передают авторские права российским коллегам. Имена таких прозаиков, как Михаил Литов, Валерий Смирнов, Анатолий Барбакару, Борис Штерн и других, только потому и стали известными в Украине, что вернулись к читателям в популярных сериях "Эксмо", "ACT" и прочих российских издательств. Хотелось бы, ох как хотелось бы иметь хоть один-единственный литературно-художественный журнал, хоть газету литературную! Но не выстоять таким некоммерческим изданиям в условиях рынка и унизительного, нищенского прозябания русских интеллигентов в Украине, как бы изживающих себя в новое время. Вряд ли прочтут и "новые украинцы" талантливую и страстную историческую трилогию "Кровные" Павла Мацкевича, увлекательные театральные романы из серии "Сияние Южной Пальмиры" Родиона Феденева, реалистическую, полную трагической лирики прозу Ларисы Кубатченко, новую книгу пронзительных и изящных стихов Ирины Дубровской, детективы Александра Либина и Льва Капиша, драматическую социальную фантазию "Вечные странники" Алекса Моркова. А как хороши романы для детей из серии "Удивительные повествования дядюшки ЛЮ" Луки Николе!
Однако нет дела до русских писателей и их книг функционерам Национального Союза писателей Украины. Для них существует лишь оскорбительное определение второсортной категории — "русскоязычные". Дробятся его подразделения. Академиками именуют себя некоторые мэтры, но от этого не множится число украинских книг на языке титульной нации. И если честно признаться, стыдно мне было стоять в Москве на Книжной ярмарке у стенда "Издательства Украины", на котором, таращась во все глаза, я разглядела только два вида букварей и путеводители по Закарпатью. Да, правда, одно из столичных издательств презентовало русский перевод стихов украинки Лины Костенко. Хотя общеизвестно, что издательства Украины выпустили в 2000 году книг разных жанров более 1500 наименований общим тиражом около 12 млн экз., из которых на украинском языке — только 2%. Почему? Да потому что элементарный маркетинг показал: "не идет" украинская книга в "русскоязычных" регионах, даже детские сказки пылятся на прилавках! А библиотеки и вовсе в жалком состоянии, их фонды пополняются только на случайные подачки спонсоров.
Договорились же в телепрограмме "Табу" до того, что "если бизнес в Украине делают на русскоязычных изданиях, то это "непатриотичный" бизнес и его надо запретить"!!!
А как же быть с русскими писателями-соотечественниками, господа? Кто замолвит за них слово? Кто осмелится громогласно признать факт их существования в Украине? Кто оценит их подлинный вклад в развитие русской литературы за пределами России сегодня? Их талант и гражданское мужество? Мужество оставаться верными своему призванию, несмотря ни на что.
Где-то в недрах Минюста России лежит проект газеты "Соотечественники", переданный одесским Генеральным консульством России в Комитет по делам соотечественников, но судьба его так же зыбка, как сама деятельность Комитета, так до конца и не определившегося со статусом "соотечественники". Ибо опять же, в высоких кругах, видимо, плохо представляют себе чиновники, что делать с многомиллионной массой нищих и обездоленных соотечественников, когда и свой-то народ толком накормить не могут.
И потом, это обывательское тупое жужжание в спину: "… боялись, что мы сало их съедим, так им и надо, незалежным!" Родные мои соотечественники! Да ни один здравомыслящий украинец не желал такой независимости! И голосовали-то мы тогда за "независимость в составе СССР", в составе единого неделимого государства с тысячелетней историей, кровного братства наших предков, да и нас с вами! Вспомните, сколько личных трагедий случилось из-за этого распада, сколько семей по сегодняшний день так и не смогло воссоединиться! А разве в "День независимости" Украины, под злорадные напоминания некоторых властителей эфира о том, что траур "северного соседа" — не повод для отмены государственного праздника, 24 августа, мы не оплакивали вместе с вами трагедию атомной подводной лодки "Курск", где погибли 18 украинцев — российских граждан? Да, союз нерушимый республик свободных канул в Лету… Но великая Россия, обновленная и прекрасная, преодолеет беды и смуту и возродится, как птица Феникс. И хотелось бы верить, что все россияне — все люди мудрой и щедрой души, какой бы национальности ни были они по рождению, любящие всем сердцем Россию, воссоединятся навеки во славу земли русской и во благо всех будущих поколений!
Одесса