C-HOOK. Я люблю мир, которого вообще нет
РУССКИЕ В ИНТЕРНЕТЕ
Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 9, 1999
Русские в Интернете
c-hook
Я люблю мир, которого вообще нет
Так как похоже, что это кого-то интересует, хочу спуститься с неба на землю еще единственный раз, чтобы на полном серьезе объяснить человечеству, почему мы все сошли с ума.
Итак, с появлением Интернета для нас открылся еще один, совершенно новый мир, устроенный совсем не так, как мир, в котором мы жили до сих пор.
Первое преимущество этого мира — он легко доступен… На пробу тебя впускают в гости бесплатно, а не успев войти, ты начинаешь получать информации о том, как бесплатно или почти бесплатно вернуться и оставаться там хоть навсегда… Человек, начинающий искать дороги в Интернет, быстро понимает, что он может попасть туда практически отовсюду… В городе можно зайти в инет-кафе, будучи в гостях, где есть компьютер, можно добыть из кармана модем (слава богу, он уже немногим больше коробки сигарет) и быстренько “сбегать” в сетку….
А там…
Там свобода!
Да, ребята, в сетке человек свободен. В первую очередь человек в сетке свободен от себя. Он не имеет внешнего вида. Он не имеет личности. Он может нарисовать себя на белом листе — нарисовать себе пол, возраст, карьеру, прошлое, лицо, тело, характер…
Он может примерить к себе любую роль… И сбросить ее, если ему не понравится. В любую секунду человек может перечеркнуть все, начать сначала и так до бесконечности. Жизнь, злая и суровая жизнь, которая не знает пощады, — вдруг дает человеку в сетке неограниченное количество шансов исправить свои ошибки, вернуться в этот мир в другом облике, прожить все сначала… Родиться снова, не забывая ошибок из прошлой жизни!
Когда-то я, сидя перед экраном темной ночью, подумал: “Здесь — все, о чем мы так мечтали”. Или не так… “Здесь можно сделать все так, как мы мечтали…”
Представьте себе: вы познакомились с человеком. Подружились с ним. Сделали ошибку и потеряли его навсегда! В этот момент люди думают: “Ах! Если бы я мог повернуть время назад! Если бы я мог еще раз…” В Интернете вы можете повернуть время назад. Вы можете родиться снова. Вы можете войти в жизнь этого человека еще раз, в новом облике, новой личностью, и все будет еще в сто раз лучше, чем в первый раз. Вы будете понимать его с первого слова, и вы никогда не обидите его….
А как же мораль?
А у вас всегда есть оправдание. Ведь мы все большие! Мы же знаем, что на самом деле этого всего нет! Кто заставляет взрослого человека верить в виртуальные образы? Если жизнь когда-нибудь поставит вас к стенке, вы всегда можете сказать: “Ну ведь это все нереально! Ведь это все — игра! Кто верит в игры, тот сам виноват…”
На этом мы пришли еще к одному пункту. Безнаказанность. Юридическая безнаказанность в Интернете небезгранична. За серьезное преступление вас пришьют, если очень захотят (хоть и с трудом). Но не эта безнаказанность так дорога человеку виртуальному. Интересна моральная безнаказанность. Врать, строить из себя не то, чем ты являешься на самом деле, описывать себя как хочешь, говорить не то, что думаешь, — все это в реальной жизни осуждается… А в виртуальной жизни это даже не обсуждается! Каждый может врать сколько хочет, при этом оставляя за собой право так же верить или не верить другим сколько угодно.
Еще одна интересная деталь — контроль над ситуацией. Если ситуация становится для человека невыносимой, Интернет всегда предоставляет человеку возможность более или менее элегантно уйти от разговора. Он может демонстративно “оборвать связь” или изобразить яростное желание продолжать беседу, но при этом устроить свое “падение” из сетки и отложить разговор до назначенного им момента. Потом всегда можно сказать: “Не дозвонился в Интернет, не попал на сервер… телефон сломался”… И получить отсрочку. Например, для исправления своих ошибок или выдумывания новых отговорок….
Все, о чем мы так мечтали…
Я хотел бы быть другим..
Я умный, но меня не слушают, потому что мне пятнадцать лет и у меня рост метр пятьдесят. А в Интернете не узнаешь, сколько мне лет… Там будут слушать мои слова и мысли. А я умный, взрослый и интересный — но некрасивый… А кого это волнует в сетке?
А у меня есть многое, что я хочу сказать… Но в жизни я почему-то никогда не решаюсь открыть рот… А вот в сетке я почему-то пишу, и мне легко… Был у нас любимчик публики — имя называть не буду. Парень, двадцать восемь лет… работал… бог его знает, кем он точно работал. Знает все про аппаратуру для подслушивания и шпионажа. Сейчас не работает. Почему? А никто не знает… Не признается… Может, он и не работал вообще никогда, а только книжки читал про все на свете…
Как мы все с ним подружились! Умный, добрый, с удивительным чувством юмора!
Однажды я его все-таки увидел. После ежедневного общения целыми днями, через полтора года он меня пригласил… Потому что мы в самом деле подружились. Я увидел молодого человека со скрюченными руками… На каждой руке по три пальца и страшные рубцы… Пол-лица нету… Вместо правой щеки и правого глаза — месиво из рубцов.
— Да ну, — отмахнулся он. — Работа у меня была опасная… Я на улицу не хожу, что мне там делать? Мне в сетке хорошо.Это очень вульгарный пример. Но все-таки это где-то правда. В первую очередь в сетке поселяются те, кому в реальной жизни делать нечего. Или что-то в их жизни мешает им быть такими, какими они хотели быть.
А какой за этими перевоплощениями следует результат? Очень простой. Человек, который в Интернете проводит больше времени, чем в реальной жизни, начинает свои интернетные модели поведения переносить на реальную жизнь. В первую очередь свое отношение к ролевым играм.
Люди, долгое время играющие одну или даже несколько ролей, научиваются делать это профессионально… У них хорошо получается убеждать людей в чем-то, чего нет на самом деле (и это те самые люди, которые раньше даже не могли убедить кого-то, что с ними стоит поговорить хоть раз). И Интернет ведь еще приучает не стесняться этого увлечения (что тоже переносится на реальную жизнь). Со временем Интернет также приучает не стесняться вранья. Ведь и эту модель можно перенести на жизнь: “Никто тебя не заставлял верить”.
И еще дальше…. Интернет — это мир, который мы сами себе придумали. Его на самом деле нет — каждый живет тем, что он сам в этом мире видит. Пройдет совсем немного времени, и вы начнете примерять к реальной жизни и эту теорию… Ведь мы и свой мир, и правила приличия, и правила морали придумали! Кто как хочет, так и живет. Один верит в бога, другой в лотерею… Один считает, что воровать — это плохо. Другой этим живет и плевал на нашу мораль.
И вы бы удивились, если бы узнали, как это, оказывается, легко — обманывать людей. Иногда люди в Интернете совершенно открыто обсуждают запретные темы. И в самом деле — чего стесняться? Тебя нет, и меня нет. Я тебя не могу заложить, и ты меня не можешь осудить. Вот тут-то и выясняется, что у людей на уме.
Приведу интересный пример. Я беседовал с другом в IRC о воровстве. И под влиянием свободной обстановки мы не стесняясь делились своим (небогатым — из времен далекого детства) опытом. По ходу беседы к нам присоединилось еще пять человек. Они, естественно, быстро сообразили о чем разговор и активно присоединились к беседе. Но, на мое удивление, никто не сказал: “Фууу! Как вам не стыдно!” Напротив. Все начинали рассказывать про свой опыт, делиться наблюдениями и ошибками… Конечно, мы быстро перешли к историям о “нечаянном” воровстве, когда кто-то неумышленно унес что-то в своем кармане. И конечно было рассказано множество историй с выводом типа: “Все бы прекрасно получилось, если бы не…”
И что вы думаете. Не прошло и получаса, как мы разработали идеальный план — как вынести из большого магазина что угодно. При этом мы все успели выяснить, что воровство в магазине нас абсолютно не смущает. Вот обворовать частное лицо — это да. Это кто-то конкретный расстроится. А в магазинах воровство учитывается в бюджете, и когда его замечают, оно просто принимается к сведению. Никто лично не пострадает. А сам владелец — и так миллионер, от него не убудет.
Итак, мы разработали подробный план, как вынести что угодно из магазина. Мы обсудили все возможные промахи на всех стадиях. Так как нас было много, мы обращали внимание друг друга на то, о чем кто-то не подумал… И даже на случай, что кто-то схватит вора за руку, у нас была идеальная отговорка. Все должно было быть устроено так, что можно было бы на сто процентов убедить любого, что это было непреднамеренно…
Я смотрел на нашу беседу немного со стороны и прислушивался к своим чувствам. Мне не было стыдно. Мне было интересно. И мне было приятно, что я с кем-то так честно беседую. Мне казалось, что я чувствую, как всем легко. Все участники беседы, кажется, впервые за долгое время говорили открыто, что они думают.
И я еще заметил, как мне легко без груза общественной морали на плечах. Я не считал себя бессовестным гадом. У меня есть свой кодекс чести. Я никогда не украду что-то у отдельного человека. Ну хорошо, моя мораль отличается от чьей-то. Всех нас мама учила, что воровать — это в принципе плохо. Но…
Не будем дольше об этом… Не об этом разговор.
Хочу только сказать, что при следующей прогулке по городу я зашел в большой магазин и вынес оттуда на глазах у всех огромную коробку с чайным сервизом. (Можете прикинуть размер коробки — чайные чашки и блюдца — по шесть штук.)
Что я испытал?
Удивление.
Я не почувствовал ни страха, ни неуверенности, ни стыда. Я только удивился, как все легко. Чашки я взял, потому что посуду всю перебил дома давно, да и коробку хотелось взять побольше, чтобы проверить нашу теорию на хорошем примере.
Дома я торжественно убрал в шкаф железную кружку, из которой я пил последние полгода. Вытащил чашки… Зачем мне шесть штук? Налил в новую чашку чаю и полез в сетку. Сообщил знакомым ребятам: кому надо чашку — приходите! У меня пять лишних. С блюдцами. Красивые.
“Меняю на люстру! — сказал радостно один из друзей. — Из магазина вынес! Такая громадина! Она мне на фиг не нужна! Но так это забавно…”
Тут я начал задумываться о том, что мы, вероятно, все сошли с ума. Собственно, что есть ненормальный человек? Человек, который живет в соответствии с какими-то собственными представлениями о морали, о “хорошо” и “плохо”. Человек, который не подстраивается к общепринятым рамкам.
Все в голове смешивается. Почему мне было так легко совершить такой поступок? По тому же принципу, как легко врать в Интернете? Я на секунду поверил, убедил сам себя, что это игра. Тот, кто не поймал меня за руку, — сам виноват. Если бы он поймал меня за руку, я бы сказал, что не желал ему зла. Я не хотел ему сделать плохо. И он бы меня отпустил! Он бы мне поверил — по одной простой причине: потому, что в этот самый момент я сам верил в этот бред на все сто! А психиатры это называют очень просто. Они это называют “оторваться от реальности”.
Я не хочу даже затрагивать те банальные рефлексы, которые вырабатываются у “виртуального человека”. Я молчу про то, что ищу кнопку “enter”, когда набираю номер телефона, что я вижу перед глазами вертящиеся часики, когда мой друг на секунду задумывается, что я на той же телефонной клавиатуре ищу точку, чтобы поставить ее где положено — после каждой третьей цифры (так устроены IP адреса — ряды из четырех, обычно трехзначных чисел через точку).
Эти все мелочи — это фигня.
Важно то, что изменилось наше отношение к реальности. Реальность виртуальная стала для нас настолько реальной, что мы начали в ней жить. Мы там жили, нам там было хорошо, и мы начали там проводить больше времени, чем в обычной жизни. Мы там сформировались заново… Там сформировались другие люди… С другими моделями поведения и с другим устройством. А потом мы начали перетаскивать эту свою новую модель поведения и отношения к миру в реальную жизнь.
А для вас мы просто сумасшедшие. Мы думаем по-другому. Мы живем не так. Мы смотрим на вещи не так. Может быть, просто немного более честно? Может быть, мы просто встретили слишком много людей, которые ощутили свою свободу и сказали открыто, что они думают? Может, мы в результате признались себе в том, что и мы думаем не так, как нам велели. А потом, со временем, мы разучились этого стыдиться.
Важен сам факт: постоянное проживание в Интернете изменяет личность человека. Когда-то мой знакомый психиатр сказал, что о шизофрении можно говорить, когда изменяется личность… Может, и так…
Надо ли сделать из собственных слов умный вывод? Если надо, то давайте честно. По общепринятым понятиям, я стал хуже. Я оторвался от реальности. От этого я стал храбрее. Страхов стало меньше. Может быть, потому, что многое стало безразлично. А жить мне стало лучше. Легче.
Я больше не вру, когда мне это противно и хочется высказать, что я думаю, — наплевать мне на общественное мнение. Они его себе придумали и сами в него играются. Я в этом глупом занятии не участвую. С другой стороны, если мне не хочется с кем-то объясняться, я ему совру. А фигли! Не хочешь, не верь… И все равно все остальные тоже врут… Только не так.. Я во многих ситуациях стал делать, что я хочу. Надо отвечать за свои поступки в том плане, что надо взвешивать возможные последствия и быть готовым с ними справляться и на них реагировать. А думает ли кто-то, что я поступаю плохо? Это не важно. Я нашел друзей, которые разделяют мое мнение.
Кстати, друзья, которых я нашел в результате в сетке, — замечательные друзья. Наше общение в сетке создало невероятную основу для дружбы. Хотя мы вначале нагородили друг другу кучу всего о нашей внешности и карьере, мы тем не менее очень честно поделились самыми тайными мыслями и страхами… Потом, когда мы встречались вживую, мы смеялись над нашими выдумками, но довери-тельные разговоры сохранились в душе…
А еще я хочу сказать, что мне все равно иногда становится страшно. Страшно, что я вынужден жить в мире, в который я на самом деле уже не вписываюсь. Страшно оттого, что я больше люблю мир, которого вообще нет.
Страшно оттого, что я уже и не отличаю, кто врет, а кто говорит правду. Иногда мне кажется, что все врут. А иногда не хочется общаться с реальными людьми вообще… Это, кажется, называется паранойя. Когда мне становится совсем худо, я ухожу в свой дурацкий виртуальный мир и закрываю за собой оконце.
Да, и P.S., конечно.
Вы только не подумайте, что сетка меня сделала вором и уголовником. Я спер коробку с посудой, и на этом мой эксперимент закончился. Но я провел много других, гораздо более смелых и опасных экспериментов с людьми, за что любой бы меня осудил. И верьте или нет — мне вообще ни фига не стыдно!
Прилагаю сюда еще одно потрясающее произведение, которое я в сетке откопал… Это какая-то психологиня пытается нас лечить. Пишет коряяяявооооо. Лучше бы не писала. Но если пробиться сквозь бред — можно уловить интересную мысль… Хе-хе… Читайте и наслаждайтесь, дети мои (joke).