«ДН» — 60 лет
«ДН» — 60 лет
Опубликовано в журнале Дружба Народов, номер 3, 1999
“ДН” — 60 лет
С журналом “Дружба народов” меня связывает многолетняя дружба, я всегда рад печататься на его страницах. Хочется верить, что, несмотря на сегодняшние трудности, “Дружбе народов” суждено славное будущее. От всей души поздравляю журнал с юбилеем и желаю благоденствия.
Тимур Кибиров
Дорогой Журнал!
Я, конечно же, поздравляю тебя с шестидесятилетием и желаю тебе процветать еще столько же, как минимум. Вместе с тем не могу не сказать о человеческой странности отмечать им самим придуманные “юбилеи”. Скажите, 60 лет — это как-то значительнее, чем, например, 62? И если да, то объясните мне, пожалуйста, почему.
Как мне кажется, каждый новый прожитый год для журнала должен быть праздником, потому что это значит, что он, журнал, еще имеет читателя, то есть кому-то нужен, остается на плаву в весьма коварном море. Так что для журнала 62 — важнее, чем 60.
И еще одно соображение.
Представьте, человеку исполняется 60. Его поздравляют, чествуют, дарят всякие там подарки. А как вы думаете, если бы у него был выбор: либо почести и подарки, либо возможность вновь стать, например, 35-летним — что бы он выбрал? Вот именно. А журнал? Журнал всегда стремится к возрасту, так как возраст говорит о его силе, о его славе, о его молодости. Парадокс? Да нисколько!
Поэтому желаю тебе, дорогой Журнал, стареть и стареть, подтверждая тем самым свою молодость.
Искренне твой Владимир Познер
Горячо поздравляю всех тружеников “Дружбы народов” с юбилеем. Ваш журнал в трудные наши годы отстаивает уникальную русскую традицию — на страницах толстых журналов представлять отечественную литературу в ее богатстве и движении.
Чуткий к свежему слову, поиску, таланту и тому, что наработано лучшими силами в недавнее подцензурное время, журнал обрел много удач и свершений.
“Дружба народов” осталась верна и своей предназначенности, провозглашенной самим названием, которое никогда не было так истинно, как в нынешнее время, когда свеяло все формальные и парадные связи и дружба
народов — дружба с литераторами, с которыми нас разделили государственные границы, — осталась для журнала личным, искренним и душевным делом. А какой дружный, преданный своей задаче коллектив редакции. Мне посчастливилось многие годы быть связанной с ним, публиковаться в вашем журнале. Примите, дорогие, мою признательность.Ваша
Елена Ржевская
Шестьдесят
Кто нарек нас этим именем, кому первому пришла в голову догадка соединить эти два слова: ДРУЖБА — НАРОДОВ, нам выяснить не удалось. Горький, едва вернувшись в 1928 году из эмиграции, заговорил об альманахе “литературного творчества народов СССР”; через шесть лет он развил эту идею, высказавшись за издание “сборников текущей прозы и поэзии национальных республик и областей, в хороших переводах”; еще через четыре года издание было учреждено — уже после смерти Горького — под неотменимым названием, которое стоит и теперь на нашей обложке.
Год тогда шел, надо признать, не самый радужный: 1938-й. Границы трещали, головы летели. Еще неизвестно, как обернулось бы дело, если бы сразу учредили — журнал. Но учредили — альманах, для выпуска которого не требовалось решения высшего партийного руководства (и, стало быть, назначения высоких заложников), а достаточно было патронажа со стороны Союза писателей. Литература как бы “сама просила” такого издания.
Альманах начал выходить с 1939 года. Первый редактор — Петр Павленко — успел подписать до начала войны восемь выпусков; в июне 1941 года он ушел на фронт. Альманах замер и не выходил тридцать месяцев. Он возобновился осенью 1943 года и с тех пор не прерывался. Тираж его в послевоенные годы медленно и неуклонно рос, но по тем временам оставался скромен: до 40 тысяч. Сравните с теперешними мизерными тиражами… Задачи альманаха были локальны: нечто вроде дополнительной краски в спектре общесоюзной литературы. Подумайте, однако, как повернулись национальные проблемы в дальнейшем, и почувствуйте “перст судьбы” в том, что журнал “ДН” существует и все-таки продолжается на “постсоветском” пространстве.
Журналом он стал — с 1955 года. Первый номер успел подписать незадолго до смерти критик и литературовед Виктор Гольцев. Затем у редакторского руля стояли широко известные литераторы: Борис Лавренев, Алексей Сурков, Василий Смирнов и Сергей Баруздин, возглавлявший журнал в течение четверти века — вплоть до распада Советского государства и почти до самой своей смерти. Затем — Александр Руденко-Десняк, Вячеслав Пьецух. Через череду эпох проходит журнал, отстаивая, иногда в критических ситуациях, благородные идеи межнационального согласия, сотрудничества, духовного взаимообогащения при максимальном развитии уникальных черт каждой культуры.
Без сомнения, все крупные имена всех литератур советско-постсоветского ареала за 60 лет нашли свое место на наших страницах: Садреддин Айни, Мухтар Ауэзов, Аветик Исаакян, Павло Тычина, Кайсын Кулиев, Максим Рыльский, Симон Чиковани, Саломея Нерис, Микола Бажан, Самед Вургун, Юозас Балтушис, Галактион Табидзе, Юстинас Марцинкявичюс, Алесь Адамович, Чингиз Айтматов, Василь Быков, Ион Друцэ, Нодар Думбадзе, Яан Кросс, Абдижамил Нурпеисов, Миколас Слуцкис, Янка Брыль, Ираклий Абашидзе, Семен Липкин, Юхан Смуул, Ярослав Смеляков, Максим Танк, Александр Межиров, Энн Ветемаа, Яков Ухсай, Михась Стрельцов, Константин Симонов, Владимир Тендряков, Расул Гамзатов, Сильва Капутикян, Анар, Олесь Гончар, Евгений Евтушенко, Ионас Авижюс, Виталий Семин, Имант Зиедонис, Булат Окуджава, Грант Матевосян, Михаил Дудин, Андрей Битов, Инна Лиснянская, Тимур Пулатов, Юрий Давыдов, Анатолий Стреляный, Адыл Якубов, Лили Промет, Андрей Вознесенский, Юрий Казаков, Анатолий Гелескул, Отар Чиладзе, Юлиан Семенов, Давид Самойлов, Зульфия, Вячеслав Кондратьев, Леонид Мартынов, Иван Драч, Чабуа Амирэджиби, Юрий Черниченко, Сергей Аверинцев, Владимир Соколов, Игорь Дедков, Иван Мележ, Сергей Залыгин, Тиркиш Джумагельдыев, Виктор Козько, Белла Ахмадулина, Юрий Трифонов, Елена Ржевская, Отто Лацис, Тимур Кибиров, Светлана Алексиевич, Анатолий Рыбаков… Живая история многонациональной литературы во всех ее жанрах и направлениях. Исключая экстремистские.
Прибавим сюда и “попутные” дела. Это многолетнее шефство над строительством Нурекской ГЭС. Уникальная библиотека автографов, ценность которой признана во всем мире (ни один снаряд не упал на ее здание во время таджикской междоусобицы: берегли и те и эти). Библиотека приложений к “ДН”, вернее, “коллекция библиотек”: “Классика литератур народов СССР” (более 30 томов), “Исторические романы народов СССР” (около 40 томов), “Пятьдесят лет советского романа” (более 100 томов), “Современная проза”… Всего в приложениях к журналу издано около полутысячи томов. Будем надеяться, что эту работу удастся продолжить.
Журналу “Дружба народов” — 60 лет.
Дружбе народов, без кавычек и без лукавых намеков на “официоз”, — тысячи лет. Чем больше драматических событий сотрясает историю народов, тем яснее та линия отсчета, тот фундамент, та почва, на которой строится эта история и без которой ее просто нет.
Спасибо за поддержку, друзья-читатели!
РЕДКОЛЛЕГИЯ «ДН»