Опубликовано в журнале День и ночь, номер 6, 2012
Алексей Антонов
Призвание Фемистокла
Диалог двух известных русских поэтов — Юрия Беликова и главного редактора журнала «Наш современник» Станислава Куняева, опубликованный во втором номере «Дня и ночи» («Орден изгоняющего бесов»), обнажил расколотость российского литературного сообщества. Оскудение русского начала в нашей жизни, небрежение русскими истоками отечественной культуры — эта боль Станислава Куняева, думаю, близка и понятна многим читателям журнала. Но, как говаривал древний грек Фемистокл: «Бей, но выслушай!» А Твардовский замечал: «…Речь не о том, и всё же, всё же, всё же».
Так вот, и всё же допустимо ли рассматривать историю страны исключительно как арену борьбы русофилов с русофобами?! Безусловно, эта борьба существует. Но насколько важно, какое количество процентов в руководстве НКВД занимали евреи? Неужто именно по этой причине (цитирую): «…когда в тысяча девятьсот тридцать седьмом году это неравновесие в ЧК-ОГПУ-НКВД Сталин исправил, для либералов, особенно — еврейской ориентации, тридцать седьмой год стал самым кровавым и трагическим годом в истории России?!..»
Да, история показала, что, поражая еврейское население в правах, царское правительство совершило серьёзную ошибку, оставив евреям единственный социальный лифт — революцию. Неудивительно, что революцию те приняли как свою, кровную — во всех смыслах этого определения. Практичность и сметливость, а вместе с тем — и клановость еврейского народа способствовали тому, что в скором времени евреи заполнили все структуры советского государственного аппарата, в том числе — силовые. Это — так.
Однако согласитесь: количественное преобладание в рядах новой власти не гарантировало привилегий ни для какой национальности. Стоит напомнить: претензии на исключительность еврейского пролетариата, выраженные партией Бунд («Всеобщий еврейский рабочий союз в Литве, Польше и России»), были отвергнуты II съездом РСДРП ещё в 1903 году. И после Октября коммунистическое движение разделялось не по национальному признаку, а по отношению к возможности совершения мировой революции. Россия для социализма или социализм для России?! — вот какой выбор стоял перед руководством страны постоянно, а не только в канун заключения Брестского мира. Мне представляется, что не паранойя Сталина, а логика политической борьбы превращала вчерашних испытанных партийцев, в том числе — евреев, во «врагов народа». Как и прочие народы страны, евреи оказались не только жрецами и «благоприобретателями», но и жертвами революции.
И вот о чём мне думается: не выворачивается ли преувеличенное внимание к еврейскому вопросу осознанным или неосознанным желанием протянуть ниточку от погромов царской России к исходу евреев из СССР? И тем самым поставить Россию, как правопреемника СССР, на одну доску с фашистской Германией? Национальность здесь только предлог. Удар направлен на российскую государственность. Это очередная попытка запустить механизмы её саморазрушения.
Параллель здесь самая очевидная; сегодня страна стоит перед сходным выбором: Россия для демократии или демократия для России?! Поэтому, при всем моём уважении к позиции Станислава Куняева, мне кажется, не столь важно, сколько евреев сейчас окопалось на радио и телевидении! Разделение и на этот раз проходит не только по национальному признаку.
Вот пример, который нынче у всех на слуху,— с панк-группой «Pussy Riot». Что это, как не спланированная атака на российскую государственность? Конечно, сия выходка затрагивает национальную гордость великороссов, нравственность, эстетику, даже — религию. Но, на мой взгляд, не это главное в данной ситуации. Как, впрочем, ко всему выше перечисленному имеет косвенное отношение и небезызвестное письмо культурных деятелей в защиту этой группы. Потому что на вопрос: с кем вы, мастера культуры? — наши властители дум, увы, и на этот раз ответили: мы не со своей страной…
Как могло случиться, что в глазах столь незаурядных людей тюремная самодеятельность стала вдруг высшим достижением в искусстве?! Что, в конце концов, важнее — Россия или «рукопожатность» демократической тусовки, которая когда-то восхищалась террористкой Верой Засулич, позднее — Матиасом Рустом, памятным приземлением спортивного самолётика, переименовавшим Красную площадь в «Шереметьево-3», а ныне, получается,— моральными уродками с видом на жительство в Канаде?! Если, не дай Бог, завтра очередной инсталлятор помочится на Вечный огонь в Александровском саду, можно не сомневаться, что те же самые болотные кикиморы завопят о нарушении прав человека в Москве, поскольку-де там не хватает общественных туалетов… Задумываются ли эти не в меру активные люди, подписывающие письма в защиту трёх «страдалиц с терновыми венцами на челе», что логика истории объективно превращает их, подписантов, в явных недругов российского общества?!..
Трагические уроки истории желательно выучивать с первого раза. Поэтому было бы неплохо в журнале «День и ночь» завести специальную рубрику, посвящённую борьбе «дня» и «ночи» в нашей литературе и культуре. А назвать её можно было бы, к примеру, «Литературное объеДиНение»…