Опубликовано в журнале День и ночь, номер 1, 2006
ПЕРВОЕ НЕ “ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ”
Вся моя надежда покоится на тех, кто хоть что-то делает в нашей стране, вместо того, чтобы хапать, властвовать, врать или ныть о конце мира и закате Европы, частью которой Россия является вне зависимости от своего географического расположения и протяженности от Москвы до самых до китайцев. Уныние – вообще один из смертных грехов для православного, боюсь, что для мусульманина и др. конфессий – тоже, я не силен в теологии.
Но твердо знаю: если принимать окружающий нас мир один к одному, как это предлагают телеящик, другие средства массовой информации-коммуникации, а также окружающая нас реальность, где паразиты обнаглели вконец, избы горят и горят, небоскребы рушат, мирных людей гнобят самыми виртуозными способами, то… честнее будет пойти и повеситься, ибо ничего хорошего в этом мире нет.
Нет, есть, тут же возражаю я сам себе. Есть любовь, рождение, смерть, приключения, пиво, водка, путешествия, история, родина, дети, старики, женщины и, наконец, русская литература, слухи о смерти которой, перманентно распускаемые маловерами и злопыхателями, оказались сильно преувеличенными.
В чем я недавно лично убедился, оказавшись в роли председателя жюри знаменитой уже шестой год премии “Дебют”, придуманной в 2000 году депутатом Госдумы РФ Андреем СКОЧЕМ, писателем Дмитрием ЛИПСКЕРОВЫМ и опекаемой Международным фондом “Поколение”, единственным видом деятельности которого является оказание благотворительной помощи инвалидам, ветеранам, школам, детским домам, врачам, то есть учреждениям и лицам, нищета которых наглядна и вопиюща.
И вот эта премия. Бессменным координатором ее является известная писательница Ольга СЛАВНИКОВА, ответственным секретарем – яркий поэт Виталий ПУХАНОВ. Попечительский ее совет возглавляет Эдвард РАДЗИНСКИЙ. Премия учреждена для литераторов не старше 25 лет, пишущих на русском языке.
Как вы думаете, сколько в мире таковых? Отвечаю: два года назад на конкурс прислали 40 000 рукописей, в этом году – 52 000. Два года назад, помнится, какая-то журналистская сволочь, упражняясь в остроумии за счет юных писателей, писала о гигантомании и гоголевских “сорока тысячах курьеров”. Курьеров надежды, сукин ты сын с неизвестной мне фамилией, хватающийся при слове “культура” за револьвер! Неужели это худо, когда такое количество молодых людей в нашей стране не “Клинское” хлещет, не “зажигает” под звуки обожравшейся деньгами глянцевой попсы, не торчит “на игле” и “колесах”, а садится за стол и трудится, пишет, как Бог дал – чаще всего нелепо и графоманисто, но иной раз – виртуозно и точно? Рукописи в этом году поступали со всех концов нашей все еще пока необъятной родины, из так называемого “ближнего Зарубежья”, Германии, Израиля, Америки. Из Новой Зеландии двадцатилетний пацан-эмигрант прислал свою прозу, в основе которой его опыт беспризорника в канун падения советской империи. Другой парнишка, бывший “поволжский немец” Василий Гайст опрашивал в Берлине выживших фронтовиков, бравших этот самый Берлин, но волею судеб переселившихся в стан бывшего врага. Все эти рукописи были внимательно прочитаны добровольными помощниками премии – тоже молодыми, но уже профессиональными литераторами.
Далее принялось за работу жюри, состоящее в этом году из замечательного кинодраматурга и актера Александра АДАБАШЬЯНА, чью голову в роли Миши Берлиоза недавно отрезали в нашумевшей телевизионной версии “Мастера и Маргариты”, поэта Юрия КУБЛАНОВСКОГО, некогда выпихнутого практикующими большевиками за границу, а ныне работающего в почтенном журнале “Новый мир”, бывшего иркутянина, одного из самых известных прозаиков своего поколения Андрея ГЕЛАСИМОВА, легендарного драматурга, лауреата всяческих премий Виктора СЛАВКИНА, великого пушкиниста и литературного критика Валентина НЕПОМНЯЩЕГО, а также примкнувшего к ним меня, автора этих строк.
Из ста рукописей так называемого лонг-листа мы отобрали двадцать три рукописи, после чего началось самое мучительное. Понимаете, главную премию хотелось дать ВСЕМ “шорт-листникам”, но ведь так не бывает, кто-то ОДИН, соревнующийся за победу в данной номинации должен был получить почетную бронзовую “Птицу” и 3000 долларов, сумму смешную для “нового русского” и жизненно необходимую для нового русского писателя. Имена этих победителей уже известны. Это – романист Дмитрий ФАЛЕЕВ из города Иванова (“крупная проза”), рассказчик Александр СНЕГИРЕВ (Москва) (“малая проза”), поэт Алла ГОРБУНОВА (Санкт-Петербург), уроженец Астрахани, ныне живущий в Москве драматург Александр ГРИЦЕНКО, публицист из Новосибирска Дмитрий БИРЮКОВ, пребывающая на родине Ленина в Ульяновске Анастасия ЧЕХОВСКАЯ, уже печатавшаяся в “ДиН” (приз за кинодраматургию), набирающий известность (см. его публикацию в журнале “Октябрь”, № 12, 2005) серьезный поэт Андрей НИТЧЕНКО из Сыктывкара) в номинации “литература духовного поиска”.
Специальный призы получили упомянутый Василий ГАЙСТ из Берлина, Анна РЕМЕЗ из Питера, но отмечены были практически все – и классический поэт Михаил БУДАРАГИН из Великого Новгорода, даже внешне похожий на молодого Николая Заболоцкого, и Мария БОТЕВА из Екатеринбурга, ученица, а не подражательница Андрея Платонова, Саши Соколова (она, кстати, стала в январе этого года молодым лауреатом другой престижной премии, “Триумф”), и Марина КОШКИНА, элегически повествующая о современных школьниках, и мудрец Роман НУТРИХИН из Ставрополя, и прозаик Вадим ШАМШУРИН, родившийся в Литве, но сумевший переехать в Россию, и великолепная рассказчица Ольга ЕЛАГИНА из Уфы, и земляк Василия Шукшина поэт Дмитрий ЧЕРНЫШКОВ из Бийска, и поэт Наиля ЯМАКОВА, и талантливый драматург Артем СВЕТЛИЦКИЙ, живущий в закрытом городе Новоуральске (Свердловск-44), и кинодраматург Ольга ГОРОДЕЦКАЯ, и критик, прозаик Ильмира БОЛОТЯН, и даже шестнадцатилетний бывший скинхед Алексей ФРОЛОВ, написавший шоковый сценарий о трудах и днях этой оголтелой категории наших юных сограждан. Кажется, я никого не забыл, ибо все они у меня до сих пор перед глазами.
Ибо я, навидавшийся в жизни многого, в том числе и литераторов разных возрастов и общественного положения, начиная от тузов и шишек бывшего Союза писателей СССР и заканчивая стёбным и пьяным московским андеграундом, кажется впервые ощутил родовое дыхание какого-то действительно нового литературного поколения, где самый пожилой юный писатель родился в 1980 году и, стало быть, время “парткомычей” прошло вне его.
Ох, не ошибиться бы мне! Но они действительно: 1. Добры; 2. Не идеологичны; 3. Эрудированны; 4. Уважают старших, включая многажды сбрасываемых с парохода современности “шестидесятников”; 5. Хорошо пишут и пишут не “попсу”, а ту некоммерческую литературу, которая именуется русской; 6. Пьют только на ночь, а не с утра; 7. Умеют себя вести, умеют говорить; 8. “Постмодернизм” для них такая же химера, как “соцреализм”; 9. Равно удалены и от “чернухи”, и от “лакировки действительности”, хотя пишут обо всем, что видят; 10. Не провинциальны вне зависимости от места проживания; 11. Не расчетливы; 12. Любят литературу и Россию; 13. Дозировано и по делу употребляют “ненормативную лексику”; 14. Знают, как правильно пользоваться буквой “Ё”.
Я хочу, чтобы читатели “ДиН” ознакомились с отдельными образцами некоторых их текстов. Вне зависимости от того, кто из авторов стал лауреатом, а кто остался просто писателем. Ведь и у них, и у премии “Дебют” впереди – будущее. Премию “Дебют” в последние время поддерживает российское Министерство культуры, выплачивая отдельным “дебютантам” скромную стипендию, премией, кажется, всерьез заинтересовалась Администрация Президента, Клубы молодых писателей “Дебют” ныне организуются по всей стране и уже насчитывают 15 тысяч членов, скоро и в Красноярске такой будет, где уже существует аналогичная премия Фонда им. Астафьева, литературный лицей и журнал “ДиН”, известный далеко за пределами Сибири и России, активно работающий с “молодыми”. Пропадет ведь Россия без своей литературы, господа и товарищи, дамы, мужики и сограждане. Неужели непонятно?
Евгений ПОПОВ
Интересным было знакомство с массой стихотворных текстов молодых людей, культурно сформировавшихся уже в постсоветскую эпоху. И “племя младое незнакомое” не подкачало. Свобода воображения, свобода мышления… Правда у некоторых это переходит в творческую разнузданность, не мотивированную эстетически, но будем надеяться, что время их вылечит. И лет через десять поэзия России будет находиться в цветении.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ
На фоне той тревоги, которую я, и не только я, испытываю глядя на состояние нашей культуры, находящейся, я бы сказал, “на военном положении” (когда пушки говорят, музы молчат, но деньги пострашнее пушек), для меня было подлинной радостью увидеть эти молодые красивые лица, прочитать по-настоящему талантливые вещи, в которых сквозь понятную незрелость порой сверкают и дар, и правда. И что-то похожее на надежду возникает в сердце.
Валентин НЕПОМНЯЩИЙ
Любой конкурс – дело амбициозное и чреватое скандалами. Ничего такого у нас не было. Наоборот, конкурсанты обменялись электронными адресами между собой и с руководителями и, я знаю, уже переписываются. Если так пойдет дальше, из молодых могут вырасти хорошие писатели, а мы все получим здоровую литературную среду.
Виктор СЛАВКИН
Лауреаты нынешнего “Дебюта” симпатичны, прежде всего, своим искренним отношением к жизни. При всех отличиях, которые прослеживаются в их сочинениях, эта нота искренности и открытости миру объединяет этих молодых писателей и поэтов гораздо более всеобъемлюще, чем их возраст. Впрочем, вполне возможно, что именно эта черта, в конце концов, и окажется отличительной особенностью их поколения в литературе. Что само по себе очень даже неплохо.
Андрей ГЕЛАСИМОВ