Опубликовано в журнале День и ночь, номер 1, 2006
Редакция журнала “День и ночь” поздравляет Евгения Анатольевича, Женю, Евгешу… доброго и честного человека, нашего любимого автора, одного из создателей нашего журнала, наставника молодежи, с юбилеем и желает ему великого, воистину сибирского здоровья (а именно таким оно должно быть многие годы у писателя, родившегося в городе К., который стоит на реке Е., которая впадает в Ледовитый океан) и новых ярких, смешных и горестных книг.
Редакция “ДиН” с радостью присоединяет к своему поздравлению слова любви и благодарности, высказанные в разные годы – и нынче! – многими коллегами и друзьями Е.А.Попова.
“Евг. Попову многое удается… От души, с радостью и надеждой желаю молодому писателю выносливости и успеха. И хоть немного – удачи. Литературная судьба его, наверное, буде нелегкой”.
Василий ШУКШИН, 1972 г.
“Евгений Попов самый русский из писателей, появившихся при первых звуках свободы…”
Сергей БОРОВИКОВ, 1993 г.
“…если бы я ничего не знала о нем и только прочла хотя бы одно из его сочинений… вот что было бы. Я бы возликовала и сказала бы так: Евгений Попов замечательный, ни с кем не схожий, очень русский писатель, имеющий не местное узкоотечественное, но обширное, отрадное всеобщее человеческое значение…”
Белла АХМАДУЛИНА, 2001 г.
“…он в литературу 70-х пробирался пританцовывая, похохатывая, словно бы вообще случайно тут оказался и всё у него понарошку…”
Александр АРХАНГЕЛЬСКИЙ, 2003 г.
ПЛЕШИВОМУ МАЛЬЧИКУ – 60!
Мы познакомились и подружились в ту давнюю пору, когда Евгений Попов еще учился в десятом классе одной из красноярских школ, но уже был слегка плешив и носил бороду. Так что, название одного из ранних его рассказов – “Плешивый мальчик” – родилось не на пустом месте.
Тогда же, в начале 60-х, мы выпускали самиздатский журнальчик “Гиршфельдовцы”, где можно было прочесть стихи и прозу Попова. Позднее этот авантюрный опыт наверняка пригодился ему при издании знаменитого альманаха “Метрополь”. А в официальной печати первый его рассказ – “Спасибо” – появился в газете “Красноярский комсомолец”. В дальнейшем рассказы Попова стали постоянными гостями на 16-й странице “Литературки” и, наконец, настоящую путевку в жизнь дал ему Василий Шукшин в “Новом мире”. Потом были книги в России и за рубежом (“Веселие Руси”, “Душа патриота”, “Прекрасность жизни”), замечательные романы, пьесы, рассказы…
Перечитывая сейчас ранние рассказы Евгения Попова, поражаюсь их свежести и духу свободы, несокрушимому оптимизму и блестящему юмору. Из этих рассказов складывалась разноцветная мозаичная картина тогдашней провинциальной сибирской жизни. Со временем голос автора становился все более вольным, раскованным, ни на кого не похожим. В последних его книгах видны следы формального освоения постмодернистских приемов, но при этом Попов (в отличие от многих лукавых и прохладненьких постмодернистов) ухитряется сохранять горячее простодушие и печально-веселую искренность, что кажется почти невозможным в наше лживое и глумливое время. На каждой странице его прозы звучит узнаваемая, живая интонация автора – мудрого, доброго и прозорливого.
Вот уже тридцать лет прошло, как Евгений Попов уехал из Красноярска в столицу. Но на берегах Енисея его помнят, читают и любят – и не только друзья-ровесники, вроде меня, но и совсем молодые читатели и литераторы новой волны, многим из которых теперь уже он дает путевку в жизнь.
Так и хочется сказать: “Выпьем же за здоровье юбиляра!”
А раз хочется – и скажу. Будь здоров, дорогой Женя!
Эдуард РУСАКОВ, 2006 г.