Опубликовано в журнале Континент, номер 148, 2011
От редакции
Перед читателем — второй том Избранного “Континента” за 1992 – 2011 годы. О замысле, содержании и формате этого издания, рассчитанного на то, чтобы дать читателю концентрированное представление о всем наиболее важном и характерном, что появилось на страницах журнала за двадцать лет его московского существования, мы уже подробно рассказали в предисловии к первому тому. Напомним только еще раз, что все тексты и в этом томе даются в сокращении, то есть, в сущности, в режиме дайджеста, и для удобства чтения лишь самые значительные купюры фиксируются знаком […].
Второй том, как и первый, мы тоже стремились построить не как простой сборник, а как книгу для чтения со своим внутренним интеллектуальным сюжетом. Сюжет этот по-прежнему обращен в первую очередь к проблемам России. Но на этот раз — не столько со стороны ее конкретной политической, экономической и социальной эволюции за двадцать лет постсоветского существования, а в более широком историческом и проблемном контексте — в глубинной переплетенности ее судеб с судьбами Европы и мира в ХХ – начале XXI веков и в более крупном масштабе историософского и культурологического осмысления этих судеб. Что и нашло свое отражение как в названии самого тома, так и в том, как составлен его самый крупный первый раздел — “Пути России в современном мире”. Пятнадцать публикаций, вошедших в него, как раз и охватывают собою основной круг тех историософских и культурологических проблем, через призму которых журнал пытался в течение этих лет понять происходящее в России и с Россией.
Это прежде всего группа статей, авторы которых рассматривают те фундаментальные исторические вызовы, перед которыми оказалась современная постхристианская цивилизация западного мира вообще и России, в частности, в результате процесса секуляризации. Этому посвящены напечатанная нами еще в 1995 году статья историка и религиоведа, позднее ставшего членом редколлегии “Континента”, профессора Андрея Зубова “Европа и мир. Рубежи земли и предназначение цивилизации”, две статьи нашего постоянного автора, известного историка и культуролога Юрия Каграманова “Мера пессимизма” и “Разлом” и — в какой-то мере — эссе члена редколлегии журнала поэта Наума Коржавина “Свобода за границами своей применимости”.
В статье географа Дмитрия Орешкина “География духа и пространство России” и в статье музыковеда Льва Игошева “Петушиное слово” читатель найдет наблюдения и размышления над некоторыми особенностями исторически сложившегося русского национального менталитета, которыми многое объясняется в истории нашей страны и которые могут стать серьезной проблемой для ее дальнейшего развития.
К этим двум статьям непосредственно примыкает группа текстов, так или иначе связанных со статьей уже упомянутого Андрея Зубова “Пути России”, тоже напечатанной нами еще в самом начале существования московского “Континента” (в 1993 году). Размышления автора о некоторых факторах нравственного характера, отрицательно сказавшихся на историческом становлении России, вызвали на страницах журнала оживленную дискуссию, из которой мы печатаем короткий, но выразительный полемический отклик Сергея Аверинцева и ответные возражения Андрея Зубова из более поздней его статьи “Опыт метанойи”. К этой же проблемной группе текстов принадлежит и большой очерк заместителя главного редактора “Континента” критика Евгения Ермолина “Жить бедой”, посвященный вышедшему в 2009 году под редакцией Андрея Зубова двухтомнику “История России. ХХ век”, где, в частности, тоже обозначила себя методология, много лет назад заявившая себя со страниц “Путей России”.
Далее читатель найдет статьи профессора Орегонского университета (США) Олега Хрипкова, постоянного автора “Континента” историка и культуролога Владимира Можегова и нашего известного философа и культуролога Григория Померанца, — тоже продолжающие тему историософского осмысления особенностей российского исторического развития.
Завершают раздел тексты членов редколлегии журнала профессора Юрия Афанасьева и академика Вячеслава Иванова, посвященные проблемам нашей исторической памяти и возможным перспективам будущего России, в отношении которого позиция Ю. Афанасьева куда более пессимистична, чем достаточно благополучные прогнозы Вяч. Иванова.
Второй раздел тома — “Запад и ислам”, — как явствует уже из самого названия его, — как бы непосредственно продолжает первый — применительно к одной из важнейших и острейших историософских проблем современности, получившей название “конфликта цивилизаций”. Разные аспекты этой проблемы рассмотрены в статьях члена редколлегии журнала Александра Кырлежева, профессора Андрея Зубова и Юрия Каграманова, а также нашего постоянного американского автора Александра Мишуловича и знаменитого французского философа и публициста Алена Безансона.
Третий раздел тома, “В мире современных идеологем и фантомов”, посвящен, — как опять-таки можно понять уже из его названия и названий вошедших в него текстов, — некоторым современным мировоззренческим концепциям, с критическим анализом которых журнал считал для себя принципиально важным выступить. Здесь тот же верный наш “американец” Александр Мишулович подвергает критике привычное на Западе противопоставление фашизма и либерализма (в западном, особенно американском лево-радикальном понимании последнего), показывая их несомненную историческую связь (“Занимательная семантика”), и современные климатологические теории глобального потепления (“Прогноз и диагноз”). А Владимир Можегов — идеологические подтасовки в фильме архимандрита Тихона Шевкунова “Гибель империи. Византийский урок” и евразийские и прочие идеологические фантомы Александра Дугина.
Четвертый раздел — “За рубежами России: параллели и переклички” — продолжает основной интеллектуальный сюжет тома тремя историческими очерками знаменитого польского публициста, члена редколлегии журнала Адама Михника, посвященными проблемам польского пути к демократии; очерком известного белорусского политического деятеля Андрея Санникова о проблемах современной Белоруссии; статьей Юрия Каграманова об опасностях американизации европейской цивилизации и статьей Александра Мишуловича об истории компартии США. Во всех этих текстах зарубежные проблемы, обсуждаемые авторами, настолько очевидно и выразительно перекликаются с проблемами российской истории и современности, что без этого раздела интеллектуальный сюжет второго тома был бы много беднее.
И, наконец, пятый раздел тома отдан той тематике, которая обозначена первым пунктом в подзаголовке его названия — “Исторические реалии”. Это исторические реалии советской эпохи, представленные в двух подразделах: “Становление “революционного правосознания”” и “В мире победившего социализма”. В первом подразделе читатель найдет три исторических очерка Виктора Тополянского, постоянного автора нашей рубрики “Факты, свидетельства, документы”, — о разгуле красного террора в 1918 году, о подлом убийстве пермскими большевиками великого князя Михаила Александровича Романова и о голодоморе 1921 года. Он найдет здесь также статью екатеринбургского архивиста и историка Натальи Зыковой о новых архивных материалах, рассказывающих об убийстве представителей дома Романовых в июле 1918 года в Алапаевске, и статью известного кинорежиссера Гелия Рябова, одного из тех, кто обнаружил под Екатеринбургом останки царской семьи, о последующей судьбе этих останков.
Во втором подразделе представлены тексты, свидетельствующие о реалиях более поздней поры: поразительнейшая стенограмма заседания правления МОСХа в январе 1935 года, которое было посвящено разоблачению молодого художника Николая Михайлова, автора картины “Сталин у гроба Кирова”; очерк известного писателя и критика 60-х – 70-х годов И. Крамова “Из рассказов Зискинда” (видного советского деятеля, прошедшего через все застенки сталинского террора и чудом уцелевшего); статья известного историка и литературоведа Бориса Соколова о потерях во Второй мировой войне и статья оренбургского журналиста Вячеслава Моисеева о трагедии под Тоцким (Чкаловская область) — последствиях проведенных там в 1954 году войсковых учений с применением атомного оружия.