Опубликовано в журнале Континент, номер 139, 2009
У нас в гостях “Новая газета” и журнал “The New Times”
Приглашаем вновь наших читателей на страницы рубрики, о характере и назначении которой мы подробно рассказали в предыдущем номере. Продолжая в ее рамках наше сотрудничество с дружественными нам “Новой газетой” и “The New Times”, мы на этот раз выбрали для воспроизведения два материала, которые могут быть, как нам кажется, особо интересны нашим читателям тем, что остро и с разных сторон обращены едва ли не к самой животрепещущей теме современной российской жизни — к обстоятельствам и характеру экономического кризиса, все более охватывающего нашу страну. Это опубликованные в “Новой газете” (№ 18) выдержки из независимого экспертного доклада наших известных общественных деятелей Бориса Немцова (первого вице-премьера правительства России в 1997–1998 гг.) и Владимира Милова (замминистра энергетики в 2002 г.) и статья экономиста Евгения Гонтмахера (члена правления Института современного развития) из журнала “The New Times” (№ 8).
Борис НЕМЦОВ, Владимир МИЛОВ
Путин и кризис
Борис Немцов и Владимир Милов выпустили свой третий совместный доклад — “Путин и кризис”. Это анализ причин и особенностей нынешнего кризиса в России. Авторы доклада утверждают, что все заявления власти, касающиеся кризиса, — ложь, а правительство Путина не способно в складывающейся ситуации спасти страну.
Введение
Официальная пропаганда утверждает, что кризис — продукт, сделанный в США, и именно просчеты экономической политики американских властей — причина всех наших российских бед. Действительно, родина кризиса — США, однако развитие кризиса в России носит гораздо более серьезный и болезненный характер, чем на Западе. Глубокая девальвация рубля — более 50%, крушение фондовых индексов более чем на 75% (в США — 40%), дефицит бюджета — 20% в декабре 2008-го (такого не было даже в момент распада СССР), крушение объемов железнодорожных перевозок в начале 2009 г. — на 36%, спад производства более чем наполовину в металлургической промышленности, более миллиона новых безработных, резкое сокращение реальных зарплат, рост уровня бедности и разрушение среднего класса.
Развитие кризиса в России
Наиболее болезненно и тяжело по сравнению с другими странами кризис протекает в России. Выяснилось, что благополучие нашей страны в предыдущие годы строилось в основном на притоке дешевых денег из-за рубежа. Падение цен на нефть и бегство инвесторов (рекордный отток капитала) привели к колоссальному дефициту денег в российской экономике, вызвавшему обесценение рубля, обвальное падение промпроизводства, инвестиций, доходов населения.
Начнем с девальвации рубля. За период с лета 2008 года по начало февраля рубль рухнул на 50% — с 23,5 до 36 рублей. Причины падения рубля хорошо известны: Россия — нефтяная страна, и национальная валюта прочно привязана к цене нефти. Чем дешевле нефть, тем дешевле рубль. При этом сырьевая зависимость российской экономики за годы правления Путина резко усилилась. Если в 2000 году доля нефтегазового сырья в российском экспорте составляла 30%, то в 2007-м — 65%. Доля нефтегазовых доходов в бюджете страны составляла в 2000 году около 25%, в 2008-м — 50%.
Рубль оказался абсолютно незащищенным от падения в условиях резкого снижения цен на сырье, а всякие попытки его удержать стали дорогостоящей авантюрой. Даже неспециалисту ясно, что при сокращении поступления валюты в страну вследствие крушения цен на нефть твердая валюта в дефиците, а это значит, что за нее приходится платить больше рублей.
Однако российские власти во главе с Путиным решили во что бы то ни стало удержать курс рубля. На эти цели были израсходованы астрономические суммы из золотовалютных резервов страны — более $200 млрд. И что мы получили в итоге? Деньги выброшены, рубль падает, экономика идет под откос. Кто ответит за баснословный ущерб, который нанесли Путин и Ко России?
Курс доллара на 5 февраля 2009 году составил 36 рублей 31 копейку. Падение рубля к доллару по сравнению с уровнем 1 августа 2008 года составило 55%. Все это время высшие лица страны нагло врали россиянам, что “девальвации не будет”.
Крушение рубля и банковский кризис связаны не только с падением цены на нефть. В течение 2008 года бегство капиталов из страны достигло $130 млрд. Это почти в два раза больше, чем приток капитала в 2007 году.
Как Путин помогает олигархам
Наиболее сильно пострадали строительство, металлургия, машиностроение, торговля. Т. е. те сферы, где без банковского кредитования невозможно делать бизнес.
Более 5 трлн рублей, выделенных Путиным на поддержку экономики с начала кризиса, в основном пошло на помощь банкам. Реальному сектору, производственным предприятиям эти деньги не достались — банки предпочли придерживать их или закупать на них валюту, вместо того чтобы выдавать кредиты предприятиям.
Поскольку кредитование закрыто, останавливаются стройки, встают домны, резко сокращаются железнодорожные перевозки, останавливаются предприятия. Спад промышленного производства в декабре 2008-го составил 10,3%. Особенно драматическая ситуация в металлургии. Остановлены домны в Магнитогорске, Липецке, Череповце, Нижнем Тагиле. Спад перевозок на железнодорожном транспорте составил 30% в декабре 2008 года и 36% в январе 2009-го. В строительстве рост объемов работ в декабре 2008 г. упал до нуля, темпы роста вводов жилья в 2008 году упали в 4,5 раза по сравнению с 2007-м.
Естественно, сокращение производства приводит к росту безработицы. С момента начала кризиса в России потеряли работу более миллиона человек. По оценке Евгения Гонтмахера, известного российского специалиста по вопросам социальной политики, к концу 2009 года в России будет 10 млн безработных (сейчас 5,8 млн).
Что предлагает Путин? Установить пособие по безработице в 4900 рублей. Форменное издевательство, не нуждающееся в комментариях.
Но вот кому он серьезно помогает — так это приближенным олигархам. Судите сами: одно из первых решений Путина после кризиса — резкое снижение налогов на нефтяные компании. Снижение налогов на нефтяников составит в 2009 году около $6,5 млрд. Одновременно Путин предложил увеличить ЕСН с 26 до 34%. Это налог на зарплаты россиян. Они и так сокращаются, а правительство решило увеличить на них налог. Что это, как не действия, направленные против большинства жителей страны.
Между тем, тихо и без объяснений, Путин выделяет лояльному олигарху Дерипаске $4,5 млрд, для того чтобы взять под личный контроль компанию “Норильский никель”. Ни копейки из этих денег до рабочих “Норильского никеля” не дошло.
Далее он выделяет своим друзьям из “Роснефти” Сечину и Богданчикову через госбанки финансовую помощь в размере $4,6 млрд, хотя “Роснефть” по итогам года имеет прибыль $13 млрд. Затем Путин помогает своему приятелю Роману Абрамовичу, выделяя для поддержки его компании “Евраз” сумму $1,8 млрд. На очереди выдача помощи другу национального лидера С. Чемезову (“Ростехнологии”), он просил более $7 млрд.
В целом Путин через ВЭБ выделил 1,3 трлн рублей на погашение внешнего долга корпораций и банков в 2008—2009 годах. Эти баснословные деньги выделяются из Фонда национального благосостояния. Напоминаем, фонд создан не для поддержки олигархов-банкротов, а для выплаты пенсий.
Одной из самых скандальных и вредных мер, принятых Путиным, было повышение пошлин на иномарки и введение запретительных пошлин на подержанные машины.
Эти меры направлены на поддержание бизнесов друзей Путина (Чемезова — АвтоВАЗ и Дерипаски — ГАЗ). И направлены против подавляющего большинства граждан страны. Во-первых, потому что это уже привело к росту цен на автомобили; во-вторых, качество российских машин никогда не улучшится без конкуренции; в-третьих, это потеря рабочих мест на Дальнем Востоке (100—150 тысяч человек потеряют работу); в-четвертых, это резкое сокращение таможенных платежей. Количество ввозимых через дальневосточную таможню машин сократилось только в январе в 20 (!!!) раз, с 1000 до 50 штук в день. При этом ОАО “КамАЗ” объявило о сокращении 3 тыс. рабочих мест, 400 человек сократил “GM-АвтоВАЗ”, а “Группа ГАЗ” допустила технический дефолт по облигациям.
Потери для федерального бюджета, согласно расчетам Владивостокской таможни, составят до $1 млрд, а сборы от таможенных пошлин в 2009 году сократятся минимум на 40%, при дефицитном бюджете.
Отчетливо видна стратегическая линия власти — помощь приближенным олигархам в ущерб подавляющему большинству населения и предпринимателей. <…> Результат — сокращение доходов граждан и рост числа бедных и безработных. Число безработных выросло с 4,74 млн человек в сентябре 2008 года до 5,8 млн в декабре 2008-го. Реальные располагаемые доходы граждан в декабре 2008 года упали почти на 12%, реальная зарплата — почти на 5%. Просроченная задолженность по зарплате в целом по стране выросла с 1 августа 2008 года по 1 января 2009 года — на 80%.
Зато олигархи-банкроты-друзья Путина в шоколаде. Он за наши с вами деньги спасает их бизнесы. И в этом истинный смысл антикризисных действий правительства.
Бюджет
Апофеозом некомпетентности правительства стало принятие бюджета-2009. Бюджет был принят осенью, когда кризис уже бушевал, исходя из совершенно нереальных параметров:
— инфляция в 2009 году — 8,5% (в 2008 году она составила 13,3%, на 2009-й прогнозируется примерно на таком же уровне — 13%);
— курс рубля — 24,7 руб. за доллар!
— рост ВВП — 6% (уже сейчас власти признают, что в 2009 году будет падение ВВП);
— цена на нефть — $95 за баррель (!!!), профицит бюджета — 3,7% ВВП (сегодня речь идет о дефиците бюджета как минимум в 7—10% ВВП).
Послушная Дума без особых дискуссий такой бюджет приняла. Когда 12 ноября Совет Федерации одобрил бюджет, нефть стоила $50/баррель. Уже сразу стало очевидно, что бюджет насквозь лживый, его надо принимать заново: принятый Закон о бюджете выполнять никто не собирается, и Россия впервые с 1991 года вошла в новый 2009 год без бюджета. Новый проект исходит из более реалистичных цифр, однако, как бы то ни было, в 2009 году ожидается дефицит бюджета в размере 2,5—3,5 трлн рублей и дефицит Пенсионного фонда в 500 млрд рублей. Таким образом, все запасы (в начале февраля 2009 года бюджетные резервы составили около $200 млрд), накопленные за последние годы от дорогой нефти, будут израсходованы уже в 2009 году. Запас прочности режима — 1 год, и если кризис продолжится дольше, то финансовых ресурсов для выплат пенсий и зарплат у России больше нет.
20.02.2009
Россия снова стоит на исторической развилке, которая по своему значению нисколько не уступает 1917 или 1991 году. Что делать и кто способен на поступки, столь необходимые сегодня стране, — снова задавался вопросом The New Times.