Опубликовано в журнале Континент, номер 123, 2005
В этом году исполняется семьдесят лет со дня рождения (январь 1935-го) и пятнадцать — со дня трагической смерти (сентябрь 1990-го) отца Александра Меня, светлой памяти которого мы посвящаем эти страницы.
Отец Александр был удивительным пастырем, священником редкого миссионерского дарования, который привел (и благодаря своим печатным трудам до сих пор приводит) ко Христу многих и многих. С его помощью открыли сердце Богу тысячи людей, и в основном едва ли не самой непростой человеческой категории — представителей интеллигенции. Отцу Александру удалось “покорить” интеллигенцию. Покорить — интеллектом. В то время, когда и без всякой атеистической пропаганды само собой предполагалось, что церковь — давно отжившая институция, а вера — прибежище невежд, он сумел повернуть к Богу тех, кто не без основания гордился собственным образованием, культурным уровнем и свободомыслием. Образ священника Александра Меня разрушал устойчивое представление о церковном мракобесии, зашоренности и вопиющей безграмотности попов. Отец Александр, с юности увлекавшийся естествознанием, историей и философией, был человеком глубоко и разносторонне образованным, высоко ставил интеллектуальную деятельность, а науку воспринимал как приобщение к тайнам Божиим. Он любил людей, снисходил к их ограниченности и слабости и широко был открыт миру, которому нес и Слово Божье, и Его любовь.
За полтора десятилетия, прошедших со дня мученической гибели отца Александра, речи и споры вокруг его имени не утихают. И при жизни фигура знаковая, по смерти своей священник Александр Мень стал человеком-легендой. Предвзятость взгляда (как любящего, так и осуждающего) сообщает образу жизненность, но способна исказить его до неузнаваемости. И чтобы подлинное лицо отца Александра не скрылось за многими нынешними импрессионистическими, “аналитическими” или лубочно-парадными его портретами, мы вновь воспроизводим документы, которые “Континент” десять лет назад, публикуя фрагменты книги Зои Афанасьевны Маслениковой “Жизнь отца Александра Меня”, уже печатал, — а именно два адресованных ей письма отца Александра (сентябрь 1979 года), в одном из которых он излагает по ее просьбе свое кредо, а в другом приоткрывает тайну своей внутренней духовной жизни
В разделе “Прочтение” мы публикуем также статью Тамары Жирмунской “Нива жизни”, сопоставляющей фигуры священника Александра Меня и отца антропософии Рудольфа Штейнера (1961-1925). Поделиться своими размышлениями и воспоминаниями об отце Александре мы попросили еще одну его прихожанку — известного литературоведа, переводчицу и журналиста Наталью Леонидовну Трауберг. Ниже мы приводим беседу с ней.