(сентябрь — ноябрь 2003 г.)
Опубликовано в журнале Континент, номер 118, 2003
(Краткий обзор)
1. Кончина митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима
4 ноября в Москве на 78-м году жизни скончался митрополит Питирим (Нечаев), старейший иерарх Русской Православной Церкви, представитель советской церковной аристократии. На протяжении нескольких десятилетий основным поприщем, на котором трудился митрополит Питирим, была издательская деятельность РПЦ. С 1963 по 1994 г. он был председателем издательского отдела Московской Патриархии, главным редактором «Журнала Московской Патриархии» и председателем редакционной коллегии сборника «Богословские труды». Оба издания в советские годы были единственным легальным органом церковной богословской мысли. Владыке Питириму удавалось публиковать на страницах журнала и «Богословских трудов» писания Отцов Церкви, сочинения Сергия Булгакова, Павла Флоренского, Владимира Лосского — все те классические богословские работы XX века, которые нигде больше ни при каких обстоятельствах не могли быть опубликованы.
В некрологе, опубликованном в «Российской газете» (06. 11), отмечается, что под руководством митрополита «подготовлены и реконструированы уникальные древнерусские рукописи, издан полный корпус богослужебных книг».
«Сам облик митрополита Питирима, библейского благообразного старца, производил ошеломляющее впечатление на полностью расцерковленное общество. А когда оказалось, что этот человек, будто сошедший со страниц священной истории, еще и в курсе всех современных событий, обладает уникальным даром проповедника, знает, как кажется, все на свете, видевшие и слышавшие митрополита Питирима невольно начинали внимательнее приглядываться к тому, что он представлял, — к православной церковной традиции», — пишет интернет-издание Страна.ru.
Газета «Церковный вестник» (№ 21, ноябрь) публикует воспоминания епископа Илариона (Алфеева) о почившем иерархе: «Однажды, когда мне было лет тринадцать, в канун Великой пятницы я присутствовал в храме Воскресения Словущего за чтением Двенадцати Евангелий. Несмотря на продолжительность службы, усталость не чувствовалась — настолько ярко возникали в уме образы, связанные с последними днями земной жизни Спасителя. Евангелия читали поочередно архиерей и священники; все стояли с зажженными свечами. Вдруг по окончании последнего чтения владыка Питирим обернулся ко мне — а я стоял возле кафедры, прямо за его спиной, — и протянул мне свою горящую свечу. Я не понял, зачем он это сделал и почему именно мне, незнакомому мальчику, а не кому-либо из своих иподиаконов отдал он эту высокую и тонкую архиерейскую свечу (которую я храню вот уже четверть века). Но что-то загорелось в моей душе от этой свечи, какой-то огонь зажегся в глубинах сердца. Может быть, именно тогда окрепло во мне желание посвятить жизнь служению Церкви».
Надежда Кеворкова в «Газете» (06. 11) напоминает, что «Питирим был среди- тех, кто готовил примирение со старообрядцами. Он лично отслужил старообряд-ческую литургию и возобновил традицию исполнения дониконианских распевов».-
Издание обращает особое внимание на экуменическую деятельность почившего: «В январе 2002 года митрополит Питирим принял участие в совместном молении за мир в Ассизи — с Папой Римским, протестантами и иудеями. На аудиенции у Иоанна Павла II он обсуждал возможности улучшения отношений между Церквами. Именно тогда Папа подтвердил свое намерение передать России Казанскую икону Богоматери, а в Патриархию вновь хлынули возмущенные телеграммы врагов Питирима».
Протоиерей Всеволод Чаплин в «НГ-Религии» (03. 12. «“Неприлично одаренный” архиерей») говорит о Питириме как о широко образованном человеке: «Его интересовали естественные науки, техника, политика, философия, искусство, да и вообще буквально все стороны жизни. Владыка играл на виолончели, был прекрасным редактором и самобытным фотохудожником, умел общаться с людьми самых разных кругов и статусов. Не случайно его богослужения в храме Воскресения Словущего в Брюсовом переулке привлекали ученый мир и творческую интеллигенцию».
Михаил Поздняев в «Новых известиях» (06. 11. «В судьбе митрополита Питирима отразились все противоречия эпохи») пишет о церковной опале Питирима в постперестроечные годы: «Издательский отдел, которым он так долго руководил, был разогнан. В утешение ему оставили Воскресенский храм в Брюсовском переулке в Москве и Иосифо-Волоколамский монастырь». В то же время журналист напоминает читателям о том, «как в августе 1991-го Питирим поддержал ГКЧП, а спустя несколько месяцев, когда комиссия «Пономарева-Якунина» обнаружила в архивах КГБ секретные материалы о связях РПЦ с карательными органами, выяснилось, что благообразнейший и на редкость образованный архиерей фигурировал в агентурных сводках под псевдонимом Аббат».
«Питирима можно в определенной мере назвать “пастырем для интеллигенции” в условиях “масс-культурной революции”», — замечает интернет-издание Портал-Кредо.
По мнению издания, Питирим на протяжении последних 10 лет был живым свидетельством определенной социальной резервации, удаленности советской аристократии от православного мейнстрима.
«Погребение митрополита Питирима состоялось на Даниловском кладбище Москвы», — подвел черту официальный сервер Московского Патриархата «Русская Православная Церковь».
2. Научно-богословская конференция
«Вера — диалог — общение: проблемы диалога в Церкви»
С 24 по 27 сентября в Москве прошла традиционная международная научно-богословская конференция, организованная Свято-Филаретовским институтом совместно с журналом «Вестник РХД» и Институтом человека РАН. По сообщению «Благовест-инфо», в работе форума приняли участие около 500 человек: это священнослужители, богословы, преподаватели и студенты Свято-Филаретовского института, члены православных братств.
Первый день конференции, рассказывает сайт Свято-Филаретовского института (http://www.sfi.ru/rubrs.asp?rubr_id=186&art_id=3818&page=2), был почти целиком посвящен пленарному заседанию, на котором прозвучали доклады Никиты Струве, священника Георгия Кочеткова, Давида Гзгзяна, Сергея Юрского, протопресвитера Виталия Борового, протоиерея Павла Адельгейма. Многие тезисы докладов звучали тревожно (вплоть до печальных констатаций — «диалог то ли исчезает, то ли исчез, то ли умер»). Однако, несмотря на это, общая атмосфера обсуждения была светлой, радостной и, по признанию многих, удивительно вдохновляющей.
«На заключительном пленарном заседании прозвучали доклады Ренаты Гальцевой, Ольги Седаковой, Анны Шмаиной-Великановой,а также размышления участвовавших в конференции священнослужителей о диалоге между человеком и Богом в молитве, о современном диалоге между приходом и общиной, а также о диалоге поместных православных церквей. Докладчики неоднократно обращались к образу и опыту митрополита Сурожского Антония (Блума), а один из докладов был полностью посвящен пониманию категории встречи в его богословии. Поэтому естественным завершением конференции стало общее пение “Вечной памяти” почившему владыке», — продолжила тему газета Преображенского братства «Кифа».Это же издание (№№ 9 и 10) поместило интервью с докладчиками, обширные материалы круглого стола «Что нужно для диалога в Церкви», а также круглого стола журналистов, прошедших в рамках конференции.
3. Православно-католический диалог
5 ноября в ходе государственного визита в Италию президент России Владимир Путин посетил Ватикан, где у него прошла встреча с главой Римско-католической Церкви Иоанном Павлом II.
Перед аудиенцией представитель Святого престола в Москве архиепископ Антонио Меннини дал интервью корреспонденту газеты «Коммерсант» (05. 11). «Возможный визит святейшего отца необходимо подготовить прежде всего в согласии с Русской Православной Церковью. Невозможно представить себе, чтобы папа решил совершить визит, который привел бы к росту напряженности вместо понимания. В связи с этим мне представляется очень мудрой позиция папы Иоанна Павла II, который предпочел отказаться от поступивших к нему приглашений президентов Михаила Горбачева и Бориса Ельцина, именно в силу глубочайшего уважения, испытываемого его святейшеством к православному народу России и его церкви», — сказал архиепископ.
Газета «Известия» («Президент не опоздал ни на секунду», 06. 11) рассказала о подробностях встречи в Ватикане:. «Они сидели в креслах, рядышком, друг против друга. Папу окружало несколько помощников. Один протянул ему икону Казанской Божьей Матери». Встреча, во время которой президент выразил надежду на развитие межконфессионального диалога, продолжалась 45 минут — достаточно долго, если учесть, что папа почти не ходит и ему очень тяжело говорить.
Однако какого-то прорыва в православно-католических отношениях не наступило. Об этом пишет в «НГ-Религии» (19. 11) сотрудник ОВЦС МП священник Игорь Выжанов. При этом автор, как мантру, повторяет упреки католикам в прозелитизме и утверждает, что первые шаги на пути к сближению «должен совершить Ватикан».
4. К вопросу о возможном объединении РПЦ и РПЦЗ
Как правило, высшие российские должностные лица в ходе своих зарубежных визитов уделяют не слишком много внимания общению с религиозными деятелями. Однако визит Путина в США стал исключением. 24 сентября в Нью-Йорке президент встретился с главой Зарубежной церкви митрополитом Лавром и его помощниками. Эта встреча дала определенный импульс к сближению двух церквей. «Газета» (01. 10), отмечает, что президент пригласил митрополита Лавра в Россию не только для примирения, но и для установления контактов с его паствой, разбросанной по всему миру. РПЦЗ, по данным газеты, имеет 22 монастыря и более 250 приходов. Здесь, видимо, стоит добавить от себя, что РПЦЗ уже давно является банкротом, как моральным, так и финансовым. В начале своего существования она держалась на эмигрантах первой волны, но, отделив себя от мирового православия, была обречена на маргинальное существование.
Комментируя итоги встречи, Олег Недумов в «НГ-Религии» (01. 10. «Президент объединяет православных») отмечает, что РПЦ давно призывает «зарубежников» к переговорам по поводу восстановления единства. «Впрочем, какие бы жесты доброй воли ни делала Москва, до объединения двух Церквей пока еще очень далеко, — замечает он. — Более того, среди верующих обеих Церквей далеко не все уверены в необходимости объединения… И на это есть вполне конкретные причины. Дело в том, что главным «камнем преткновения» между РПЦЗ и Московским Патриархатом является проблема экуменизма. «Зарубежники» не устают призывать Московскую Патриархию к отказу от этой «всеереси» (так назван экуменизм в определении Архиерейского Собора РПЦЗ, состоявшегося в 2000 году). Совершенно очевидно, что, несмотря на вполне лояльное отношение к Московскому Патриархату со стороны нынешнего главы РПЦЗ митрополита Лавра, «зарубежники» вряд ли смягчат свою позицию в отношении экуменической деятельности. Столь же очевидно, что Московский Патриархат не станет в угоду РПЦЗ отказываться от контактов с другими христианскими конфессиями».
В течение нескольких месяцев множество публикаций подтверждали сложность и болезненность происходящих процессов. «Российские вести» (26.11) даже охарактеризовали происходящее как «информационную войну», поставив в ряд врагов объединения такие издания, как «Церковный вестник», «Православная энциклопедия», патриарший сайт «Седмица». Заявив, что «оппозиция линии на объединение созрела и в недрах самой РПЦЗ», «Российские вести» четко обозначили, что скорейшее объединение является сферой интересов фундаменталистских сил внутри РПЦ: «Казалось бы, столкнувшись с такой мощной оппозицией, идея воссоздания единой Церкви должна была потерпеть крах. Но правда была не на стороне противников интеграции. Обращения к Патриарху Алексию II Союзов православных граждан России, Казахстана, Донбасса, Одессы, Красноярска и Санкт-Петербурга возымели действие».
После встречи патриарха Алексия II и делегации иерархов РПЦЗ большинство комментаторов стало говорить если не об объединении, то о существенном сближении как о состоявшемся факте, давая оценку прежде всего политическим и экономическим причинам, сделавшим его неизбежным.
Священник Леонид Кишковский (Американская автокефальная церковь) в интервью, данном корреспонденту «НГ-Религии» (19. 11), обратил внимание на то обстоятельство, что президент лишь помог сдвинуть процесс с мертвой точки.-
«Переговоры проходили в строго конфиденциальной обстановке», — сообщает газета «Труд» (25. 11). И цитирует принятый документ: «На встрече была выражена воля обеих сторон к установлению молитвенно-евхаристического общения. Было принято решение о создании комиссий, призванных способствовать разрешению накопившихся за долгие годы проблем».
Газета «Коммерсант» (08. 12) приводит высказывание митрополита Лавра о возможных формах единства: «Речь не может идти об административном единстве. Самое большее, о чем мы можем говорить, — об общении и сослужении».
Обзор подготовили Александра и Борис Колымагины