Опубликовано в журнале Континент, номер 109, 2001
Иеромонах Стефан (Бабаев),
настоятель Стефано-Афанасьевского монастыря РПЦЗ
О вере и выборе
Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что обходите море и сушу, дабы обратить хотя одного; и когда это случится, делаете его сыном геенны, вдвое худшим вас.
Евангелие от Матфея; 23, 15.
Еще совсем недавно среди наводнившего Россию моря разноликих оккультных учений и великого множества новоявленных “мессий” и восточных гуру задыхалась и захлебывалась та часть нашего народного сознания, которой душа наша стремилась отыскать Бога. Но как человек, потерявший сознание, постепенно приходит в себя, так и наш народ, хотя и с трудом, порой впадая в отчаяние, но все же выбрал Православие. То самое Православие, которое тысячу лет назад собрало нас как народ в государственном смысле, и наделило его теми нравственными качествами, благодаря которым и назвали нас — Святая Русь.
Что ж, выбор верный, и то, что около пятидесяти процентов населения сегодняшней России называют себя православными, говорит о том, что мы еще живы.
Но это только начало. Теперь новый этап поиска. Теперь новый вопрос — а несет ли официальная церковь под названием Московская Патриархия истинное Православие? И сегодня проблема не в том, как найти ответ на этот вопрос, а в недостатке желающих искать.
Но уже есть те, кто осознает необходимость для себя лично и для России в целом поиска и сохранения истинной Веры. Обращаюсь к вам: не надо отказываться от размышлений на эту тему, ибо здесь вопрос жизни или смерти. Не надо отказываться потому, что “придут искушения, чтобы явились избранные”, и еще потому, что “сатана притворяется ангелом света”, а еще — “приходят волки в овечьих шкурах”.
Советская власть, совершив революцию, ввела в Церкви удобную ей строго административную систему. В нее вошли те епископы и священники Российской Православной церкви, которые подписали “Декларацию” митрополита Сергия (Страгородского) о лояльности к советской власти. Таких лояльных, к чести и славе нашей Церкви, оказалось немного; ну, а остальные испытали на себе все ужасы советских лагерей. Деятели же Московской Патриархии, расправившись руками коммунистического режима со своими оппонентами и поудобнее усевшись на престоле святого Патриарха Тихона, сначала робко, а потом все уверенней стали утверждать свою псевдоцерковную систему.
Что прежде всего бросается в глаза при рассмотрении ее устройства и основополагающей идеи, это то, что она (система МП) заботится более о себе самой, нежели об овцах Христовых и о проповеди Евангелия.
Эта псевдоцерковная структура вобрала в себя все уловки коммунистического строя, а более всего а в т о р и т а р н о с т ь как основу управления. О чем говорить, если сам первый глава этого новообразования “патриарх” Сергий (Страгородский) был назначен И.В.Сталиным, что является вопиющим нарушением церковных канонов.1 Дальнейшая преемственность “святейших патриархов” также происходила с явным нарушением установленных Соборами отцов Церкви правил (см.: Соборное определение от 31 июля 1918 года). Не исключением является и сегодняшний “патриарх” Алексий II (Ридигер). Его Комитет госбезопасности рекомендовал на этот пост, памятуя об усердии, с которым он служил Советской власти. Осведомитель “Дроздов” — так именовался он в архивных документах КГБ2.
Соборный разум Церкви, эта надежная защита от любых злоупотреблений властью и от ересей, оказался в Патриархии ненужным и даже ненавидимым. Московская Патриархия давно уже превратилась, в сущности, в нечто подобное тоталитарной секте. Как следствие этих и многих иных нарушений явилось появление ересей — таких как экуменизм и явный абстрактно-“гуманистический уклон”3 . МП более говорит о важности общечеловеческих ценностей, нежели проповедует Слово Божие. Несложно догадаться, для чего это делается. Ну, а сама ересь, являясь следствием отступления от Бога и причиной помрачения сознания, проникнув в умы иерархов МП, повлекла за собой и нравственный упадок. Те грехи, кои по словам апостола Павла, даже “не должны именоваться” в среде христиан, стали поголовной язвой епископата и его окружения. Дело епископа Никона Екатеринбургского, который был обличен в содомском грехе и против которого было даже возбуждено уголовное дело по статье 133 УК РФ (“Понуждение к мужеложеству с использованием материальной или другой зависимости”) — это только малая часть правды, случайно попавшая в прессу.
Епископ Сыктывкарский и Воркутинский Питирим, который рьяно защищает своего друга, епископа Никона, ничтоже сумняшеся заявляет со страниц своих “Епархиальных ведомостей”, что (дословно!) “епископы — это соль земли”, идя, таким образом, в своем стремлении оправдать себя и себе подобных на вопиющие искажения — на прямое “передергивание” слов Евангелия!..
Подобных иерархов если и можно причислить к соли, то только к соли “обуявшей”, т.е. потерявшей силу (Мф.; 5, 13).
И вот эта заблудшая псевдоцерковная иерархия пытается выставить себя перед верующими выразительницей воли Божией, а перед власть предержащими они хотят — носителями государственной идеологии! За финансовую поддержку (например, со стороны мэра Лужкова) Патриархия готова на любые изъявления преданности. А где же ревность о проповеди Евангелия? Где образец духа, веры, чистоты? Где поступки, свойственные людям не от мира сего?
В своих уступках князю мира сего иерархия МП зашла под предлогом сохранения Церкви уже слишком далеко. Если бы святые отцы Церкви поступали бы так же, то от Вознесения Христова до сего дня не было бы ни одного мученика и исповедника.
Удивляет избирательность духовных качеств, которые, по мнению проповедников МП, наиболее необходимы для спасения: послушание и смирение. Послушание — чтобы во всем слушаться их воли, и смирение — чтобы не замечали беззакония их жизни. В созданном в недрах МП учении явно сектантского характера видна прямая попытка сделать Евангелие придатком механизма, с помощью которого можно манипулировать в своих целях сознанием верующих.
Явно не православный характер мировоззрения показывает нам официальное печатное издание все той же Сыктывкарской и Воркутинской епархии — “Епархиальные ведомости”. Бросается в глаза прежде всего то, что газета рассказывает не столько о жизни епархии (к чему она, можно полагать, и призвана), сколько о самом епископе Питириме. О его “высоких” нравственных качествах и “изнурительных” проповеднических трудах.
Но Дух дышит, идеже хочет”, а потому не может существовать устойчивых философски-умозрительных конструкций, а тем более не может существовать административных формаций, которые бы могли претендовать заключить этот Дух в некий конкретный объем.
Никто из человеков не наделен правом и не имеет возможности распоряжаться в своих целях Божественной Благодатью. И уж тем более кощунственно назначать цену Таинству Крещения. На это может быть способно только сознание неверующего человека4 . Отсюда можно судить о той системе, в недрах которой не только воспитываются подобные неверующие люди, но еще становятся и священниками. И хотя некоторые священники протестуют против этого произвола МП и местного епископата, но только кулуарно, между собой. Им слишком памятно, как епископ Питирим со своим сладко живущим окружением “сломал” одного из лучших священников епархии, любимого прихожанами о. Андрея Паршукова, за его попытку сопротивления бесчинствам епископа. А той травле, которая развязана епархиальным управлением по отношению к нескольким священникам, к братии мужского Стефано-Афанасьевского монастыря в с. Вотча Республики Коми и всем их многочисленным прихожанам, стала свидетелем уже вся общественность столицы края, города Сыктывкара5 .
Впрочем, не будем отвлекаться хоть и на недопустимые, но все же частности, в которых выражает себя эта химера в сегодняшней нашей жизни. Вернемся в прошлое, к моменту возникновения МП.
Скажите, может ли гонитель христиан, устроивший страшнейшие и кровавейшие гонения за всю историю Церкви (говорю не о личности, а о строе), торжественно сидеть с “как бы патриархом” этих самых гонимых на своих партийных собраниях? Почему ублажаемы эти и уничтожаемы те? Уничтожавшаяся Советской властью часть Российской Церкви не покорилась безбожной власти, хотя священники и не ударились в политическую борьбу — они просто отказались от сотрудничества. Но и этого коммунисты не прощали. Многие были расстреляны и репрессированы, а некоторые, отступая с Белой армией, оказались за границей. Там они и назвались — Российская Православная Церковь Заграницей (РПЦЗ).
А другая часть Церкви Российской — кстати, весьма немногочисленная — ублажала Советскую власть изъявлениями преданности. А от своих репрессированных братьев отреклась как от “контрреволюционеров и политиканов, не имеющих отношения к Церкви”. Что ж, ловкая и удобная позиция. Но найдя покой под защитой Советской власти, МП лишилась покрова Божьего.
Ныне идут споры о том, виновен ли “патриарх” Сергий (Страгородский) в том, что подписал Декларацию о лояльности к Советской власти. Может быть, действительно в случае его отказа Церковь погибла бы?
Да, но погибла бы МП, а РПЦ не могла погибнуть. Она жила бы как в тех, кого мучили в лагерях, так и в тех, кто оказавшись за границей России, пронес Евангелие и проповедь его по всему миру. Так кого же спас “патриарх” Сергий? Спас он МП — ту псевдоцерковную структуру, главой которой он и являлся, а вторили ему и одобряли этот “мудрый” шаг его сообщники и продолжатели. Они слились с коммунистическим режимом и легко и естественно пополнили списки осведомителей КГБ. Одобрили и последовательно поддержали все формы богоборческого режима, поминая всех правителей, благословляя все реформы; и Горбачева, и те реформы, которые развалили государство, но не тронули Патриархии. Она еще выше подняла голову и только еще расширила свои хранилища.
На сегодня вопрос о наследнице Российской Православной Церкви стоит, на наш взгляд, так — РПЦ(МП) или РПЦ(З). И большинство тех, кому этот вопрос не безразличен, уже догадываются об истине. Осталось только не убояться и сделать выбор. Выбери первое — и ты “в законе”, можешь участвовать в роскошных богослужениях, возможно даже при Антихристе; выбери второе — и окажешься в глазах мирового сообщества “мракобесом” и “сектантом”, — во всяком случае, сейчас. Но не бойся попасть в малое стадо, а более радуйся, оказавшись в его числе. “Мало избранных” и “узки врата”, “блаженны плачущие” и “гонимы будете”, а “всякий убивающий вас будет думать, что служит Богу”.
Не надо, однако, думать, что оппозиция власти есть постоянный признак истинной Церкви. Церковь Православная всегда молилась о благоденствии благочестивых государей императоров. А вот о благоденствии гонителей Церковь не молилась никогда!
Снова оглянемся на то время, когда загорелись звезды на башнях Кремля, когда была снята икона Иверской Богородицы и отверзлись врата сердца Руси для сатанинских полчищ, когда люд православный наполнил лагеря и пролил свою кровь, как бы смывая грех с тех, кто предал Бога. О чем молились две русские церкви? “…помолимся о властех”, — говорила МП. “О еже избавитися нам от горького ига безбожныя власти”, — говорила РПЦЗ. К какому из прошений присовокупить свой голос?
Может быть все-таки можно что-то изменить, наладить в недрах МП? Не будем прикрывать собственную трусость и нерешительность (нерешительный Царствия Божьего не наследует). Те процессы, которые происходят в организме МП, — это процессы, которые происходят после смерти. Макияж на покойнике украшает его вид, но не возвращает его к жизни.
Люди, не любящие Бога, любят видеть вокруг себя мертвенность и искусственность. Мы живем в век некрофилии: любовь к смерти во всех ее проявлениях — это печать нашего, быть может уже последнего, времени. Мертвые цветы, мертвые продукты, мертвая культура… мертвая церковь, лица, души. Мертвые души. Страшно.
Но Господь Животворящий дает Жизнь и Воскресение и не только в жизни вечной. Воскреснет и оживет всякий, кто обратится к Богу: “…Прииди и вселися в ны, и очисти ны от всякия скверны и спаси, Блаже, души наша”.
Душа. Что делает ее живой или мертвой? Состояние духа. Что есть человеческий дух? Это совокупность чувств, мыслей, стремлений. Если наши чувства, ум и воля направлены к Богу — значит, мы живы.
Господь призвал нас: “Познайте Истину, и она сделает вас свободными”. Не можем быть свободными? (Свободными от грехов душами и свободным от врагов государством.) Но где же искать истину? Разумеется, не в сундуках советской культуры “высшего света”. Она, Истина, лежит в Церкви, вернее, Церковь стоит на Ней, как на камне, и Истина эта — Христос. Как это было понятно нашим предкам, и как непонятно нам!..
На протяжении многих веков наш народ отличался центростремительностью — стремясь к духовному “центру”, к Богу, и к государственному “центру”, Царю. И в этом стремлении ему помогали доброе и чистое сердце, ясный и смиренный разум, упорная и сильная воля.
Возрождение России будет. Его не может не быть, но сначала мы должны сбросить с себя узы греха, и поможет нам в этом Церковь. Ибо невозможно освободиться от уз греха без Церкви. Но важно помнить, что невозможно освободиться от них в Церкви ложной.
Может быть кто-то из священников скажет, что можно и оставаясь в МП служить Богу, нужно только проявлять мудрость. Да, может быть, и можно, но пусть тогда у тебя хватит мудрости и смелости не возглашать при служении Литургии “в п е р в ы х помяни, Господи, великого господина и отца нашего Алексия, святейшего…” и т.д.
На протяжении многих веков истории Православной Церкви власть в ней неоднократно узурпировалась людьми с нечистыми помыслами, пастырями ложными. Но всегда на Соборах торжествовала Истина. Будем надеяться, что и на сей раз соборный разум Церкви восторжествует.