(Дарья Бобылева «Вьюрки», серия «Самая страшная книга», АСТ, 2019, 416с.)
Опубликовано в журнале Новый берег, номер 66, 2019
Специалисты по технологическому письму советуют – чтобы роман читали, автору перед написанием книги необходимо найти как можно больше отзывов читателей на тексты сходного жанра и с выгодой для себя учесть пожелания и замеченные чужие недостатки.
Это, видимо, верная стратегия – в настоящее время количество книг избыточно, а число читателей недостаточно. Чтобы продать товар (книгу), нужно учесть запросы и капризы покупателя (читателя). Ну не автор же поучает читателя, все совсем наоборот. Не делайте вид, что не знали.
В одном из отзывов на роман Дарьи Бобылёвой «Вьюрки» указано, что данная книга, заявленная в стиле «хоррор», не совсем удовлетворяет критериям потребителя. И что за отданные деньги читатель получил услуг и товаров не в полной мере, то есть недостаточно обгадился от страха.
А нам, держащим фигу в кармане, радостно (хоть и за счет издателя и продавца книг), что не все делается по схеме из методички об успешной книготорговле. И не все книги пишутся по заранее установленным правилам. Ну, или хоть какие-то правила нарушаются. Но дохихикаемся.
Не думаю, что кто-то сейчас серьезно считает себя способным напугать читателя по-настоящему. Нашего читателя напугать очень трудно. Он насмотрелся на окружающий мир. Тем более, во времена перемен, когда самое страшное даже не то, что происходит с людьми, а то, что запускаются и другие процессы, тайные, потусторонние. На которые уж точно никак не повлиять, и уж тем более их не остановить. Происходят тектонические сдвиги, которые будят разную хтоническую гадость, она уж точно пострашней людей. Наступило время, когда скелеты в шкафу зашевелились и заговорили.
«Кольцо смыкалось вокруг Виталия Петровича, и вот наконец трясущийся луч выхватил из темноты лицо. Спокойное, белое лицо гипсового пионера, строгого советского ангела». Кто вселился в гипсовых пионеров с отбитыми горнами? И пощады от этих сущностей уже не будет.
Хорошая проза, роман остросюжетный, персонажи, размещенные автором по другую сторону эластичной границы между нашим миром и миром всякой гадости, выписаны достаточно подробно, однако при этом остается необходимая недосказанность. Хочется где-нибудь прочитать поподробнее об их повадках. И не для того, чтобы проверить автора, а просто потому, что это полезно. А вдруг встретимся с сущностями где-нибудь в лесу или на даче, и что тогда делать?
Хотя твари описаны как раз в меру для того, чтобы остальное себе придумать и все-таки испугаться (каждый боится своего, все зависит от фантазии читателя). Конечно, книга пугает. В процессе чтения возникает вопрос: а насколько далек мир живых от мира нежити? И можно ли разделить эти два мира?