Опубликовано в журнале Новый берег, номер 49, 2015
Дамы и господа, дорогие читатели и авторы «Нового Берега»!
Издаваясь в Дании, куда мировые события доносятся, как лёгкая рябь по воде, журнал наш черпает информацию о происходящем на родине из различных сетевых изданий и лишён преференции актёров и певцов метрополии высказывать свои общественные и политические взгляды. Поэтому с понятной жадностью мы прислушиваемся к изредка посещающим наше захолустье живым представителям российской культуры, чтобы составить с их слов представление о том, чем живо российское общество.
Не так давно к нам приезжали из Петербурга русские писатели, издавшие совместный сборник с писателями датскими. Они могли быть из других городов, губерний или даже уездов, был же, к примеру, тульским писателем граф Лев Толстой. Но, в отличие от упомянутого автора «Не могу молчать», выступления заслуженных литераторов на презентации совместной книги набатом публику не оглушили и глаголом не прожгли. Напротив того, они искренне порадовали нас известием о российском обществе – предмете их профессионального наблюдения – как о субъекте благостном и равнодушном ко всему, что происходит и на его родине, и с его родиной, и с ним самим. Никаких проблем в России не существует, а потому ни тревог, ни тягостных раздумий над судьбами родины общество не испытывает, а душа его если чем и уязвлена, так только романтическими страстями.
Перенесённые воображением в нечто знойное в духе «Санта-Барбары», мы мечтательно слились с российским обществом, в олимпийски-амёбном благодушии. Но эту сладостную гармонию внезапно нарушил хорошо поставленный истерический вскрик другого петербургского писателя, умолявшего присутствующих в зале не бросать на него, простого русского парня, атомную бомбу. Что вернуло нас в давние времена борьбы СССР за мир во всём мире, и хотя исполнитель этой классической репризы вряд ли знал о её предыстории, но политику партии и правительства понимал правильно. Что лишний раз убедило нас в её неизменности. Присутствовавшие на встрече датчане, несомненно вынашивавшие подобный коварный план в отношении простого русского парня, немедленно от него отказались, и в зале вновь установилось всеобщее умиротворение.
Поразмыслив, мы поняли, что приезжие писатели, возможно тем и не задаваясь, представили самую точную картину российского общества и определили длину поводка, на котором его теперь выгуливают.
За что мы остались признательными петербургским писателям и от всей души пожелали им не угодить ненароком в писатели тульские.
Осенью1993-го года в Москве редкой чистоты и величия человек, бывший политзэк, депутат Госдумы, Михаил Михайлович Молоствов по дороге к метро размышлял о том, чем же окончится то немыслимое, что происходило в России – тогда, после крушения советской власти.
Тем и окончилось, Михаил Михайлович.
Чтобы начаться вновь.
Ведь и Афганистан уже начался. Теперь – в Сирии.
Доброго времени века вам, дорогие друзья, читатели и авторы «Нового Берега»!