Опубликовано в журнале Новый берег, номер 34, 2011
От редакции
Наши сказки
Она прекрасна в своём белом крахмальном передничке, воздушны и легки оборочки её платья, а улыбка, составленная из букв, светла и печальна.
Она — книжка сказок, которые по вечерам читает бабушка своим внучатам. Печальна она потому, что знает – время, омывающее сказку, подхватит внучат и вынесет за её счастливое окончание.
Туда, где неудержимый поток бытия понесёт их щепками по собственной судьбе, где принцессой и принцем они не станут, а лучше и не становиться, поэтому что принц, лишённый престола, быстро сопьётся и будет ходить в разных туфлях, а принцесса, заключённая королём в замок, покончит собой.
Туда, где не доведётся ни умереть в один день со своим избранником, поскольку смерть не выбирают, ни жить долго и счастливо, поскольку счастье не бывает долгим, Туда, где события жизни стремительно уносятся прочь, а окоченевшее прошлое не воскресает от живой воды, и, возвращаясь к нему, можно лишь разбиться о камни.
Туда, где все усилия и помыслы внучат пойдут на преодоление насущных забот, не дающих остановиться и спросить, какой сказке обязаны они своему пребыванию здесь, в потоке бытия, неподкупно вращающем колесо жизни, и несущем к разгадке, был ли в этом пребывании какой-то смысл.
Но сказка светла, потому что даёт силы на преодоление реальности. Сказка сказывается родным, доверительным голосом, внушающим веру в победу добра, в счастливое окончание всех испытаний. Перед непостижимостью мира обитания, где не знает человек, ни земли своей, ни неба, ни часа своего, он всегда останется ребёнком, внимающим сказке, потому что она несёт веру в чудо, на которой и утверждены все его культуры и цивилизации.
Какие бы архетипы не лежали в её основе, сказка – это колыбель человека. Она не учит жизни, но учит надежде, без которой жизнь невозможна. Она возвращает нас к тому ящику Пандоры, откуда разлетелись, затерявшись в людях, все их мыслимые и немыслимые беды. К ящику, на дне которого лишь надежда и осталась. То, что не покидает человека ни в войне, ни в мире, и не оставляет до самого ухода, когда внучата станут читать сказки своим внучатам, возлагая надежды на их счастье, и перечитывать синодик любимых людей, ожидая скорой встречи с ними.
Сказка осуществляется в фантазии, полно соответствуя иллюзорности явленного мира, в котором все совершения человека становятся виртуальным достоянием его мысли и воображения. Она становится фактом нашей жизни, как и те картины, что создаёт высокое искусство – в цвете ли, звуке или слове. Как традиционные рождественские сказки, что сочиняются к явлению в мир Христа – упования, обозначившего нашу цивилизацию.
Поблагодарим же сказку за явление чуда, за тот холодящий восторг, то замирание детского сердца, которые она подарила нам когда-то.
С Новым годом, друзья, с новыми сказками!