Опубликовано в журнале Новый берег, номер 33, 2011
| Российская государственная радиовещательная компания “Голос России” |
Россию и мир связывают судьбы наших соотечественников. Имена одних были незаслуженно забыты, страницы биографий других стерты временем. Героями радиопередач и публикаций радиостанции “Голос России” стали государственные и общественные деятели, ученые, художники, дипломаты, представители различных сословий, оставившие о себе добрую память, как в отечественной, так и в зарубежной истории. Некоторые из них были вынуждены стать эмигрантами, но сумели передать любовь и преданность Родине своим потомкам. Это также и иностранцы, приехавшие однажды в Россию и оставшиеся в ней навсегда. Все они — соотечественники, воплотившие в своей жизни лучшие черты самобытной цивилизации нашего Отечества. Семейные архивы и устные предания слушателей “Голоса России” и читателей сайта радиостанции помогают не только восстановить стертые страницы биографий, но и пополнить их именной список. Все публикации проекта “Собор соотечественников” можно найти на страницах сайта радиокомпании “Голос России” www.ruvr.ru.
Планета Софьи Ковалевской
Веками считалось, что женщины не способны достичь успеха в точных науках. Блистательный русский математик Софья Ковалевская опровергла эту «аксиому».
«Я чувствую, что предназначена служить истине — науке и прокладывать новый путь женщинам, потому что это значит — служить справедливости», писала Ковалевская. В 1884 году она стала первой в мире женщиной-профессором. Тогда ее пригласили читать лекции по высшей математике в Стокгольмский университет. Через четыре года за исследования в области механики, восхитившие мировую научную элиту, она была удостоена премий Парижской, а затем Шведской академий наук. В 1889 году Софья Васильевна, которая, по словам современников, «немало способствовала прославлению русского имени», была избрана членом-корреспондентом Петербургской академии наук.
Формулы судьбы
«Стоит подумать о нашей детской, — вспоминала Ковалевская, — как тотчас же, по неизбежной ассоциации идей, мне начинает чудиться особенный запах — смесь ладана, деревянного масла, майского бальзама и чада от сальной свечи. Давно уже не приходилось мне слышать нигде этого своеобразного запаха; да я думаю, не только за границей, но и в Петербурге, и в Москве его теперь редко где услышишь; но года два тому назад, посетив одних моих деревенских знакомых, я зашла в их детскую, и на меня пахнул этот знакомый мне запах и вызвал целую вереницу давно забытых воспоминаний и ощущений».
Детство ее прошло в родовом имении Палибино недалеко от Великих Лук. Туда после выхода в отставку привез семью из Москвы генерал от артиллерии Василий Васильевич Корвин-Круковский. У него было трое детей: старшая — Анюта, сын Федор и младшая Соня. Красота имения была необычайной: дом, окруженный садом с беседками, утопал в сирени и жасмине, а вокруг на сотни километров простирались великолепные леса.
Соня приобщилась к высшей математике, когда ей было всего 8 лет. И произошло это следующим образом. Дом требовал ремонта. Когда комнаты оклеивали обоями, то на детскую их не хватило. Решили до удобного случая стену покрыть простой бумагой. Под рукой (наверное, потому что в артиллерии очень уважали математику) оказались листы литографированных лекций по дифференциальному и интегральному исчислению. Это был знак судьбы! Софья Васильевна вспоминала, что таинственные формулы просто притягивали ее. Она подолгу простаивала перед ними, пытаясь разобрать хотя бы отдельные фразы и найти тот порядок, в котором листы должны были следовать друг за другом. Загадочные формулы запечатлелись в фотографической памяти будущей «принцессы науки».
Уроки Морской академии
Лет через пять Соня уже легко решала самые трудные математические задачи, а домашний учитель помог ей пройти курс алгебры Бурдона, изучавшийся в то время в Парижском университете. Отдаленность Парижа от Палибино не имела значения. Отец Сони, который по своему статусу мог себе позволить приятельство с виднейшими умами, однажды пригласил в гости профессора Морской академии Николая Тыртова. Профессор подарил Круковскому свой учебник по физике. Подарок заинтересовал 14-летнюю Соню, и вскоре она поразила гостя отличным пониманием тригонометрии. Профессор расхвалил девочку, окрестив «новым Паскалем», и настоятельно порекомендовал ей в педагоги слушателя Морской академии Страннолюбского.
На первом же уроке дифференциального исчисления новый учитель удивился легкости, с какой Соня усвоила понятие о пределе и о производной, «точно наперед все знала». А она и на самом деле во время объяснения вдруг отчетливо вспомнила… лекции Остроградского, которые рассматривала когда-то на стене детской.
Аксиома любви
В 1863 году при Мариинской женской гимназии в Петербурге были открыты педагогические курсы с отделениями естественно-математическим и словесным. Сестры Круковские горели желанием учиться, но туда незамужних не принимали. Софья была уверена, что старшая сестра найдет выход из положения. Недаром Анна, будущая писательница, уже сочиняла свои первые повести, и в нее даже был влюблен сам Достоевский. Решение приняли такое: фиктивный брак.
Первым нашелся «жених» для Анны — Владимир Ковалевский. Но судьба распорядилась иначе. Ковалевский неожиданно влюбился в …младшую сестру. Вскоре он был введен в дом генерала Круковского и с его согласия стал женихом Софьи. Ему было 26 лет, Софье — 18. Ковалевский поразил воображение молодой палибинской барышни: прекрасно образован, объехал всю Европу, знаком с Гарибальди. Служить чиновником Ковалевский не пожелал и занялся в Петербурге издательской деятельностью. 15 сентября 1868 года в деревенской церкви близ Палибино Софья и Владимир обвенчались.
Точка отсчета
Во второй половине XIX века наука в России была на подъеме. Мировую известность приобрели математик Чебышев, физики Столетов и Лебедев. Величайшим достижением стало открытие Менделеевым периодической таблицы химических элементов. Глубокие исследования в сфере органической химии провел Бутлеров. Больших успехов в изучении физиологии и психологии добились Сеченов и Павлов. Мечников работал в сфере бактериологии. Но женщинам в большую науку путь был еще закрыт. Его предстояло открыть Софье Ковалевской.
Получив аттестат зрелости в Петербурге, Софья всерьез готовилась продолжить образование за границей. В 1869 году Ковалевские приехали в Гейдельберг — там Софья слушала лекции по математике и физике в университете. В Гейдельбергском университете она начала самостоятельные исследования и в 1874 году получила докторскую степень.
Плюсы и минусы
Ковалевскую с нетерпением ждали в научных кругах России, и в первую очередь — основатель петербургской математической школы академик Пафнутий Чебышев, хорошо знакомый с ее работами. Осенью 1878 года он пригласил Ковалевскую на открытие Высших женских Бестужевских курсов, которые стали уникальным явлением в истории не только России, но и всей Европы. В стенах этого учебного заведения русские женщины впервые могли получать знания в университетском объеме.
Возвращение в Петербург стало для Софьи подлинным праздником:
«Все меня теперь интересовало и радовало. Забавляли меня и театры, и благотворительные вечера, и литературные кружки с их бесконечными, ни к чему не ведущими спорами о всевозможных абстрактных темах. Я отдавалась им со всем увлечением, на которое способен болтливый по природе русский человек, проживший пять лет в неметчине, в исключительном обществе двух-трех специалистов».
В 1881 году Ковалевская становится приват-доцентом. Московское математическое общество впервые присвоило это звание представительнице прекрасного пола. Но, несмотря на научные степени и научные заслуги, чиновники от образования не разрешают женщине читать лекции в университете. Это про них Ковалевская сказала фразу, ставшую афоризмом: «Когда Пифагор открыл свою знаменитую теорему, он принес в жертву богам 100 быков. С тех пор скоты не любят нового». Зато период активного сотрудничества с русскими математиками был, по ее собственным воспоминаниям, весьма плодотворен в научном плане.
Уравнения Стокгольма
В 1883 году Софья Васильевна овдовела. У нее 5-летняя дочь и почти нет средств. Должность профессора в университете закрыта для женщин не только в России, но во всей Европе. Исключение – Швеция, где недавно открылся новый университет. Профессор Г. Миттаг-Леффер приглашает ее в Стокгольм: «Если Вы будете здесь, то наш факультет станет первым по математике во всем мире». Она согласилась. Шведская пресса писала: “Сегодня нам предстоит сообщить не о приезде какого-нибудь принца крови или тому подобного высокого, но ничего не значащего лица. Нет, принцесса науки, госпожа Ковалевская почтила наш город своим посещением”. В январе 1884 года Ковалевская прочитала свою первую лекцию в Стокгольмском университете на немецком языке. На лекцию пришел цвет шведской науки – все хотели посмотреть на «русское чудо». Вскоре она выучила и шведский. Студенты устраивали ей овации и подносили букеты цветов.
Кроме преподавательской работы Ковалевская была редактором «Математического журнала» и приложила немало сил, чтобы он нашел своего читателя в России. Подружилась с Генрихом Ибсеном, Георгом Брандесом, Эдвардом Григом. Все называли ее «профессор Соня». Она занимается и литературным творчеством. Пишет стихи, прозу и даже драматические произведения.
Зимний Стокгольм напоминал ей Петербург, она любила ходить на каток. Знакомая шведка вспоминала: «Профессор Леффлер катался на коньках вместе с профессором Соней, которую всюду сопровождал как верный рыцарь. Они напоминали мне одну пару, о которой я читала в русском романе: его богатая шевелюра выбивалась из-под большой меховой шапки, а она со своими локонами походила на Анну Каренину, на ней была широкая юбка с меховой опушкой и фалдистый жакет, обрамленный тем же мехом. Про них рассказывали, что, ведя математические разговоры, они и коньками выписывали математические формулы».
Теоремы успеха
В научной карьере Софьи Васильевны происходят радостные события. Отправляя свою работу на соискание премии Парижской академии наук, она написала вверху девиз: «Говори, что знаешь; делай, что должен; будь, чему быть». Ученый совет признал эту работу лучшей и полагал, что она принадлежит маститому ученому. Когда вскрыли конверт с именем автора, оказалось, что гениальный труд написан… русской женщиной!
Так, в 1888 году за работу «Задача о вращении твердого тела вокруг неподвижной точки» Ковалевская получила премию Бордена — самую престижную награду Парижской академии наук. Лауреаты автоматически получали мировое признание. Вручая награду, президент Парижской академии г-н Жансен заявил: «Между венками, которые мы даем сегодня, один из прекраснейших и труднейших для достижения возлагается на чело женщины, труд которой является не только свидетельством глубокого и широкого знания, но и признаком ума великой изобретательности».
В следующем году Ковалевская становится лауреатом еще одной премии – ее вручает Стокгольмская академия наук. А вскоре радостное известие, самое долгожданное — из России: «Наша Академия наук только что избрала Вас членом-корреспондентом, допустив этим нововведение, которому не было до сих пор прецедента. Я очень счастлив видеть исполненным одно из моих самых пламенных и обоснованных желаний. Академик Пафнутий Чебышев».
Задача без решения
Вновь избранный член-корреспондент Петербургской академии Софья Васильевна Ковалевская спешит домой. Академик Чебышев, верный друг и союзник, вновь пытается выхлопотать ей место профессора в университете. Даже великий князь Константин Константинович, президент Академии, дважды встречался с Ковалевской и выражал надежду, что Софья Васильевна вернется на родину. Однако официальных перемен нет: присутствие женщин на заседаниях академии и в университетах по-прежнему не допускается. Академик Чебышев с грустью пишет ей: «Многоуважаемая Софья Васильевна! Никто не сомневается, что Вы всем сердцем преданы Отечеству и что Вы с радостью перешли бы из Шведского университета в Русский. В этом не может быть никакого сомнения; можно только сомневаться, что Вы согласитесь променять университетскую кафедру в Швеции на место преподавателя математики Высших женских курсов у нас. Я полагаю, что такая перемена была бы большой жертвою с Вашей стороны и жертвою в ущерб развитию высшей математики».
Бесконечность
Профессор Соня умерла в Швеции, не дожив до 42 лет, от воспаления легких. На холме Линдтаген, где она похоронена, воздвигнут памятник. У подножия мраморного креста надпись: «Профессору математики С. В. Ковалевской, 3.1.1850 – 29.1.1891 г. Её русские друзья и почитатели». С холма виден перелесок с липами и трогательными берёзками. Могила Ковалевской всегда украшена цветами. Подруга и соавтор Анна-Шарлотта Леффлер вспроминала: «Соня часто жаловалась на невозможность говорить по-русски со своими близкими друзьями из Швеции. «Я не могу, — говорила она, — передать вам по-шведски самых тонких оттенков моих мыслей; я принуждена всегда или довольствоваться первым попавшим мне на ум словом, или говорить обиняками, и поэтому всякий раз, когда возвращаюсь в Россию, мне кажется, что я вернулась из тюрьмы, где держали связанными взаперти мои лучшие мысли. О, вы не можете представить себе, какое это мучение быть принужденным всегда говорить на чужом языке «. Сначала на Бестужевских курсах в Петербурге, а потом по всей России русские священники служили о ней панихиды.
Парад планет
Софье Ковалевской принадлежит множество открытий. Самое «поэтическое» связано с астрономией. Знаменитый французский математик и астроном Лаплас в своем труде «Небесная механика», рассматривая кольцо Сатурна, определил, что поперечное его сечение имеет форму эллипса. Ковалевская задалась целью исследовать вопрос с большей точностью. Именно она установила, что поперечное сечение кольца Сатурна должно иметь форму овала.
В Солнечной системе между Марсом и Юпитером вращаются малые планеты. Согласно правилам Международного астрономического союза им присваиваются имена людей, которые внесли выдающийся вклад в развитие мировой цивилизации. 209 планет носят имена членов Петербургской академии наук. Среди них есть планета Софьи Ковалевской.