Опубликовано в журнале Новый берег, номер 32, 2011
Российская государственная радиовещательная компания
“Голос России”
Россию и мир связывают судьбы наших соотечественников. Имена одних были незаслуженно забыты, страницы биографий других стерты временем. Героями радиопередач и публикаций радиостанции “Голос России” стали государственные и общественные деятели, ученые, художники, дипломаты, представители различных сословий, оставившие о себе добрую память, как в отечественной, так и в зарубежной истории. Некоторые из них были вынуждены стать эмигрантами, но сумели передать любовь и преданность Родине своим потомкам. Это также и иностранцы, приехавшие однажды в Россию и оставшиеся в ней навсегда. Все они — соотечественники, воплотившие в своей жизни лучшие черты самобытной цивилизации нашего Отечества. Семейные архивы и устные предания слушателей “Голоса России” и читателей сайта радиостанции помогают не только восстановить стертые страницы биографий, но и пополнить их именной список. Все публикации проекта “Собор соотечественников” можно найти на страницах сайта радиокомпании “Голос России”
www.ruvr.ru.Царская сеcтра милосердия
Золушка из детской сказки мечтала попасть на бал и вышла замуж за принца. Великая княгиня Ольга Александровна Романова не любила балы и предпочла принцу простого смертного. Она посещала сиротские приюты и больницы чаще, чем светские гостиные. Простые люди, оказавшись в бедственном положении, обращались к ней лично. О ее “золотом сердце” знала вся Россия.
“Быть, а не казаться”
— этому девизу Ольга Александровна была верна всегда и во всем. Став умелой сестрой милосердия, во время Первой мировой войны выхаживала раненых солдат в госпиталях. За личное мужество, проявленное на фронте, была награждена Георгиевской медалью. С юных лет писала замечательные картины, много работала и со временем получила признание в мире искусства. Мужественно пережила страшную трагедию, потеряв в одночасье почти всех своих близких. Значительную часть жизни провела вдали от родины, в изгнании, где мало кто знал, что она — младшая сестра Российского Императора Николая II.Многие десятилетия имя Великой Княгини Ольги Александровны Романовой было запрещено упоминать на родине. Только в 90-е годы, уже после ее кончины, в новой России начал свою деятельность благотворительный Фонд ее имени, созданный сыном, Тихоном Николаевичем Куликовским-Романовым. Фонд, который теперь возглавляет его супруга Ольга Николаевна, занимается различными гуманитарными проектами в России. Среди них — восстановление монастырей и храмов, создание кадетских корпусов, поддержка казачьего движения. Важная часть деятельности Фонда — возвращение на Родину творческого наследия августейшей художницы.
Великая Княжна Ольга Александровна появилась на свет в Петергофе 1 (14) июня 1882 года. Это событие сопровождалось необыкновенными торжествами. Все колокола Петергофа заливались радостным звоном. Пушечный гром традиционного салюта с Петропавловской крепости огласил счастливую весть в Санкт-Петербурге. И в каждом городе Российской империи праздновалось её рождение.
Дело в том, что новорожденная Царевна была единственным «багрянородным» ребенком Александра III. Так называется ребенок, рожденный от уже Царствующего Императора. Еще в Византии, первой христианской империи, такой младенец считался особым даром свыше.
Первое упоминание о Царевне мы читаем в воспоминаниях ее старшего брата — будущего Императора Николая II: «Проснулись в семь; одевшись, пили молоко, играли, пришли к Мама и нашли ее в постели и узнали, что у нас родилась маленькая сестра Ольга».
Ольга была самой младшей в семье и, конечно, всеобщей любимицей. Старшие братья — Николай, Михаил, Георгий, и сестра Ксения проводили в детской так много времени, играя с малышкой, что порой требовалось вмешательство няни — миссис Франклин, чтобы их хоть ненадолго разлучить.
Уже в раннем детстве у нее проявился художественный дар. Рисунки маленькой художницы светились подлинным талантом. «Даже во время уроков географии и арифметики мне разрешалось сидеть с карандашом в руке, потому что я лучше слушала, когда рисовала кукурузу или дикие цветы», — вспоминала Ольга Александровна.
Дети Дома Романовых всегда воспитывались особенным и весьма строгим образом. Ведь каждый из них — прежде всего мальчики, но и девочки тоже — мог в будущем принять на себя ответственность за судьбу России. Вера в Бога, уважение к старшим, личная скромность и простота поведения, а главное — любовь к России, ее традициям и идеалам — так строилась система воспитания.
Великолепие дворцовых гостиных не достигало детских покоев. Жесткие кровати с твердой плоской подушкой и тонким матрасом, стулья с прямыми спинками, обычные столы и этажерки для книг и игрушек составляли всю обстановку. По утрам обязательные холодные ванны, овсяная каша на завтрак и неизменная прогулка на свежем воздухе — на английский манер. Роскоши не было. Зато было много радости и любви.
Это была очень счастливая семья. Александр III просто обожал своих детей. Играл с ними в снежки, пилил дрова, помогал лепить снеговиков, наслаждался их проказами. Младшая дочь была, конечно же, на особом положении. Маленькой Ольге — родители называли ее Бэби — даже разрешалось в некоторые дни прикладывать императорскую печать к важным документам. Императрица писала Александру III: “Слава Богу, что двое младших детей приносят тебе радость и утешение. У них более радостные характеры, более открытые. Они имеют дар показывать свои чувства, не стесняясь. А это большое счастье и для них самих и для других!” Этот открытый и радостный взгляд на мир, вопреки суровым жизненным испытаниям, Ольга Александровна сохранит на всю жизнь.
Первым огромным горем стала для двенадцатилетней княжны болезнь и смерть отца — император скончался 20 октября 1894 года. На престол взошел старший брат Ольги Александровны — Николай II. А вскоре еще одна потеря — от туберкулеза в возрасте 28 лет умер брат Георгий…
Княжна вступает во взрослую жизнь. К этому времени уже сформировался ее характер. Простота и добросердечность сочетаются в нем с целеустремленностью и прямолинейностью. Свой девиз “быть, а не казаться”, так похожий на рыцарский обет, она с юных лет воплощала в реальной деятельности. В Воронежской губернии в имении Ольгино княжна организовала деревенский госпиталь, где у местного доктора усердно училась врачеванию и приемам опеки над больными. Все это очень пригодилось ей в будущем…
В 1901 году в Гатчинской Дворцовой церкви состоялось венчание Ольги Александровны с принцем Петром Ольденбургским. Это не был брак по любви — так порой случается с представителями царственных фамилий. Брак не принес ей радостей материнства и домашнего уюта…
Но судьба подарила ей встречу, которая изменила всю её жизнь. На параде в Павловске Великая Княгиня повстречалась с Николаем Александровичем Куликовским, ротмистром лейб-гвардии кирасирского полка. Это была подлинная «любовь с первого взгляда». Ольга Александровна сразу попросила у Государя разрешение на развод, твёрдо решив выйти замуж за любимого человека. Император решил, что сестра слишком молода, что это лишь временное увлечение и предложил ей подождать … семь лет. Она безропотно подчинилась и стала терпеливо ждать.
В том же году Ольга Александровна становится шефом славного Ахтырского полка, получившего от Александра I за свой героизм право на вечные времена носить те самые коричневые доломаны (гусарские мундиры), в которых они прославились на войне с Наполеоном.
Уже через сорок лет, когда Ольге Александровне придется жить в эмиграции в Канаде, на празднование 300-летия основания Ахтырского полка в ее дом съедутся со всех концов мира верные своему шефу ветераны и будут вспоминать о том, как они летом 1914 года сразу после императорского смотра в Царском Селе пошли на фронт Первой мировой войны. Вместе с полком тогда ушел защищать Отечество добровольно вступивший в его ряды ротмистр Куликовский.
Великая Княгиня, верная девизу “быть, а не казаться”, полностью отдает себя делам милосердия. В 1915 году она переехала в Киев, где на свои средства оборудовала главный госпиталь. Ольга Александровна не брезгует выполнять в госпитале самую тяжелую и грязную работу. “Совсем времени нет выходить на воздух, — писала она в одном из своих писем.- Вчера 8 часов перевязывала, а третьего дня 10 1/2 часов работали и только наскоро проглатывали свою еду во внеурочные часы. Я люблю, когда много-много работы”.
В суровое военное время Ольга Александровна обрела, наконец, свое личное счастье. Назначенные семь долгих лет прошли. Император Николай II в конце концов согласился на новый брак сестры. “Она [Ольга] письменно просила разрешение повенчаться в субботу 5 ноября, и я принял ее сторону, сказав, что, по-моему, надо покончить с этим делом. Раз оно должно случиться, пусть случится теперь!” — писал он. В ноябре 1916 года в церкви Святителя Николая в Киеве состоялось венчание Ольги Александровны с Николаем Александровичем Куликовским. На свадьбу были приглашены офицеры Ахтырского полка и сестры милосердия из госпиталя Великой Княгини.
Наступил 1917 год. В марте, после установления власти Временного правительства, супруга Александра III, вдовствующая Императрица Мария Федоровна с дочерьми и их семьями была вынуждена уехать в Крым. Ольга Александровна с мужем, вышедшим в отставку в чине полковника, скромно жили в небольшом домике. 13 августа 1917 года у них родился первый сын Тихон. Это событие стало большой радостью для всех, особенно для бабушки, Императрицы Марии Фёдоровны. Отчаяние, связанное с отсутствием вестей о судьбе Николая и его семьи, сосланных в Сибирь, казалось, ненадолго отступило.
После большевистского переворота положение Романовых в Крыму с каждым днем становилось все ужаснее. Под надзором, без денег, окруженные ненавистью новой власти… Фактически все крымские узники были приговорены к смерти. И только междоусобная борьба севастопольских и ялтинских Советов за «честь» исполнения смертного приговора спасла жизнь Романовым, проживавшим в Крыму. Препирательство властей затянулось… до прихода туда немцев.
Но уже в ноябре 1918 года Германия проиграла войну, и в Крым пришли белые, а с ними и союзники. Английский король Георг V прислал за Марией Федоровной, которая приходилась ему теткой, военный корабль «H.M.S. Marlboro». Она согласилась эвакуироваться из Крыма при условии, что англичане заберут всех российских граждан, составлявших её окружение и высказавших желание уехать за границу. Это условие было принято и исполнено.
Но Ольга Александровна и ее муж отказались тогда покинуть родину и решили уехать на Кубань, в станицу Новоминскую, где проживал их старый слуга и верный друг Тимофей Ящик. Они арендовали там хутор и жили среди родни этого казака. В Новоминской весной 1919-го года родился второй сын — Гурий. Виды станицы остались на акварелях Ольги Александровны…
После убийства Государя с Семьей, Великого Князя Михаила Александровича и 17 других членов Семьи Романовых, Ольга Александровна оставалась единственной представительницей Царской Фамилии на территории России. Она была любима в народе, поэтому в монархических кругах Белой армии возникла идея провозгласить её Императрицей. Ольга Александровна наотрез отказалась.
Но для новых властей России она оставалась врагом. Над головой Ольги Александровны, ее мужа и детей сгущались тучи. Отъезд становится неизбежным… Их ждал долгий и нелегкий путь. Ростов, Константинополь, Сербия, затем Вена. В 1920 году они приехали в Данию, к матери Императрице Марии Фёдоровне и обосновались тут надолго. Семья Ольги Александровны приобрела небольшую ферму неподалеку от Копенгагена. Уютный дом стал центром русской колонии.
Многие семьи, оказавшиеся на чужбине без дома и денег, выжили только благодаря ее поддержке. Ее собственные средства были весьма ограничены, но она делилась последним, помогала найти работу на первое время, как-то обустроиться. Когда подросли дети, освободилось больше времени для творчества. А оно было очень многогранно: писание икон, роспись фарфора, живопись маслом, акварели. Ольга Александровна начала выставлять свои произведения не только в Дании, но и в Париже, Лондоне, Берлине. Со временем ее творчество стало приносить доход, большая часть которого шла на благотворительность. Картины она продавала, а иконы — только дарила.
В 1948 году произошло вынужденное переселение за океан. Советский Союз предъявил Дании ноту протеста, обвинив Ольгу Александровну, всегда помогавшую русским изгнанникам на чужбине, в том, что помогала «врагам народа». Семья переехала в Канаду, где приобрела небольшую ферму, затем дом вблизи Торонто.
Однажды из Англии сюда приехали родственники — герцогиня Марина Кентская, лорд Маунтбаттен с супругой. Ольга Александровна вспоминала с улыбкой: “Наехало много полицейских, разбрелись по кустам и по полям и у нас по саду… Один хозяин магазина, где я уже 3 года торгую, спросил меня: «Вы должны чувствовать себя очень гордой, что настоящая герцогиня посетила ваш дом!» Конечно, наивные канадцы и представить себе не могли, что живут рядом с Великой Княгиней. Но скромность ее была столь велика и столь естественна, что только русские эмигранты помнили о том, кто она на самом деле.
Скончалась Ольга Александровна 24 ноября 1960 года, на два года пережив своего мужа. Она похоронена на русском кладбище Норт Йорк в Канаде. Бесценное наследство Великой Княгини — благодарная память многих людей и картины, получившие признание во всем мире.
В 1981 году Русская Зарубежная Церковь причислила Николая II и его Семью к лику святых. В 2000 году Царственных страстотерпцев канонизировала и Русская Православная Церковь Московского Патриархата. В 2007 году две Русские Церкви сделали решающий шаг к объединению.