Опубликовано в журнале Новый берег, номер 32, 2011
От редакции
Май всегда ассоциируется с победой, с праздником, с жизнью, — и этот, и прежние, и будущие. Семьдесят лет минуло с того июньского дня, когда “Киев бомбили, нам объявили, что началась война”, а Россия по-прежнему думает, вспоминает, пишет об этом судьбоносном событии. Поминаем страшные годы войны и мы, создатели этого журнала, публикуя как художественные произведения, так и неискушённые, не предназначенные для печати обрывки воспоминаний тех, кого близко коснулось это горе. Представлены они и в этом номере “Нового Берега”. “Ностальгия по Победе” — как в стилистике, не отвечающей литературным нормам, обозначил один из авторов причину нашего постоянного обращения к этой теме, к нашей последней победной войне. Эта попытка сохранить бесследно исчезающие приметы военных лет — наш посильный вклад в коллективную летопись победы в неувядающую память о наших отцах и дедах.
Беспамятство превращает человека в животное, лишённое нравственного наследия предков и родовых корней, превращает в предмет манипуляций, чего и добивалась советская власть, фальсифицировавшая историю в угоду её преступному настоящему.
Воспоминания о войне – это также род нравственного противостояния нынешним временам, когда власть денег охватила Россию, как эпидемия, иммунитет к которой вырабатывается веками. Не сдерживаемая ни страхом Божьим, ни тотальной властью, стихия вседозволенности денег обуяла Россию. И поделать тут нечего – это путь цивилизации, которому мы обречены, как и все. Только у нас она сочетается с неизживаемым рудиментарным феодализмом в самом прямом и печальном смысле этого термина.
Нетрадиционная для нашего общества власть денег пробудила слепую животную природа человека, сорвавшегося с цепи запретов. Опьяневшая от безнаказанности, она способствует разобщению и распаду нации, которые и переживает сейчас наша родина. Поэтому обращение к войне, коллективному смертному усилию, сплотившему народ, столь востребовано теперь.
Каким великим народом мы стали в ту Отечественную, священную! Как заботились о первом встречном – на переправах и пересадках войны, на трассах её и паромах! Одной бедой, одной участью, одной страстью и местью собранные в народ, мы делились последней сигаретой и пайком, глотком воды, вытянутой половником из проруби, рвали последние рубахи на перевязки раненному. Наше слово было ощутимо и значимо, потому что за ним стоял поступок ценою в жизнь.
Мы – безъязыкий сброд, когда убивают нас по отдельности в застенках или подъездах, как всегда и убивают, но если чужие вторгаются губить нас, тут же сплачиваемся в народ. Потом же только вспоминаем об этом великом времени и слагаем о нём песни.
Слагают памятную песнь и наши авторы, которые пишут жизнь народа – в бедствиях его и радостях, в войне и мире, который не менее серьёзное и гибельное испытание человека. Мы не выбирали мир, в котором обитаем, но можем выбрать, кем мы осуществляем себя в нём.
Этот выбор человека мы и воссоздаём в меру своих возможностей. Насколько он соответствует вашему выбору, дорогие читатели и авторы нашего журнала – судить вам.
Удачи!